Монета

Монета - слиток металла определенной формы, веса и достоинства, служащий узаконенным средством платежа.

Слово “монета” восходит к имени римской богини Юноны, в храме которой находился монетный двор Древнего Рима.

В ходе исторического развития возникла и утвердилась как самая практичная форма монеты - круглая с двусторонней чеканкой (хотя в настоящее время встречаются и иные формы: прямоугольник - в Тонга, семиугольник - в Сьерра-Леоне, восьмигранник - на Антильских островах, и даже 12-гранник с волнообразными вогнутыми гранями - в Судане).

Преимущества монетных денег по сравнению со слитками:

не надо тратить силы и время на разрубание слитка;

взвешивание частей слитка заменяется счетом монет;

проба и вес монеты гарантированы государством.

Первые монеты были изготовлены в ХП в. до н.э. в Китае, а пятью веками позже они появились в Средиземноморье. С этого времени монеты - неразлучный спутник человечества. И только в XVIII в., через три тысячи лет, наряду с монетами появились и бумажные деньги.

Но если говорить точно и строго, то золотомонетная денежная система ушла в историю совсем недавно - в 70-х годах нашего столетия. Иными словами, бумажным деньгам, представляющим принципиально иной - “невещественный” - тип денежной системы, исполнилось всего 20-25 лет (мы ведем отсчет с 15 августа 1973 года, когда окончательно прекратился обмен доллара на золото). Тем не менее, хорошо известно, что в период экономических кризисов все вдруг вспоминают: бумажные деньги - просто бумажки, и тогда правительство обращается к золотому запасу, а население штурмует ювелирные магазины. Эти и другие соображения заставляют нас подробнее ознакомиться с историей и проблемами монетных денег, что поможет многое понять в теории и практике современных денег.

Высшее образование во второй четверти XIX века
Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай I видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы. Мысли о "порочности" российской системы образования неоднократно высказывал ...

Культурная жизнь в СССР в 20 – 30-е гг.
Борьба за утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей и в науке была ведущим направлением идеологической жизни общества. В то же время ужесточились требования партии к учёным-обществоведам: те из них, кто сомневался в абсолютной правильности избранных методов социалистического строительства, предлагал сохранить принципы ...

Экономика в 30-е годы
Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризовалась: v фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавливалось наличие двух основных форм собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной); v свернутостью товарно-денежных отношений ( ...