Из кустарных промыслов наиболее весомо была представлена металлургия — выплавка железа из местной и привозной уральской руды, и металлообработка. Существовали различные по назначению и уровню сложности обработки металла кузницы: по производству сельскохозяйственного инвентаря, оружия, бытовых предметов (замки, цепи, ножницы и т.д.)- Была развита металлургия бронзы: производили медные котлы и кумганы, литые медные зеркала, предметы украшения. Более высоким стало мастерство обработки кожи, изготовления керамических изделий, бытовых изделий и детских игрушек из дерева, ткацкое дело.
Торговля. Развитая внутренняя и внешняя торговля, широкая сеть городов являются показателями процветания любой древней цивилизации. Древний Татарстан не был исключением и здесь. Образование государства расширило торгово-экономические связи между отдельными районами страны. Расширение производства промышленных товаров и оживление внутреннего рынка стимулировали внешнюю торговлю. Недалеко от города Булгар был построен крупный торговый центр Ага базар с караван-сараем и портовыми сооружениями, непосредственно выходившими на Волгу. Сюда стекались товары для внутреннего потребления и предназначенные на экспорт. Иностранные гости (торговцы) съезжались сюда преимущественно по Волге: с севера — русские, из Вису (Весь), Мурома, Вятского края, Перми; с юга - хорезмийцы, бухарцы, иранцы, из Северного Кавказа и т.д. Наряду с транзитным северным и южным товаром (ценнейшие меха, шелк, оружие и др.) через Ага базар на экспорт шло много товара собственного производства: кожа и кожаные изделия, оружие (мечи, стрелы) и военное обмундирование, хлеб, скот, дерево, а также украшения. Ибн Фадлан очень высоко отзывался о "куньих мехах", идущих на экспорт: "звонкую монету заменяют им куньи меха", — писал он. В широком ассортименте пушного экспорта ценились шкуры соболя, горностая, бобра, выдры, белки, лисицы, зайца. Славились на внешних рынках мед и воск, лесоматериалы, медовый напиток. В "Словаре тюркских наречий" известного ученого-филолога XI в. Махмуда Кашгари в качестве суварской приводится поговорка: "Держа мед, к тебе черт навстречу шагал; одевая в шелка — в дураках оставлял".
Развитию торгово-экономических связей с внешним миром и внутри страны во многом способствовала развитая денежная система страны. В коллекциях нумизматики сейчас имеются монеты, отчеканенные в Волжской Булгарии в 908 — 910 гг., монеты чеканки 949 г. с именем булгарского правителя Талиб хана, чеканки 977 г. с именем My'мин хана. О торговых связях древнего Булгара с зарубежными странами свидетельствуют и монеты этих стран, найденные в Булгаре в археологических слоях X в. Среди них чешская монета, отчеканенная до начала Х\ в., арабский дирхем, отчеканенный примерно в первой четверти X в.
Стабильной для страны в целом становится налоговая система. Основными налогами были: "десятина" (десятая часть дохода) и "зя-кэт" (одна сороковая часть дохода, отдаваемая в пользу бедных и духовенства). Местные налоги назывались "салым" — земельный, ямской, дорожный и др.
Духовная жизнь. В ходе становления древне-татарского государства и утверждения ислама в стране в течение X в. определились основные направления развития духовной жизни общества. Традиционный пласт духовной жизни общества в виде ценностей, унаследованных от доисламских верований и идеалов северо-тюркских племен, в основном сохранился. Новый, исламский пласт проникает в духовную жизнь общества постепенно, можно сказать, в два приема. Первоначальное проникновение исламских ценностей относится к периоду до официального принятия ислама. Ибн Русте еще до 913 г., ал Балхи — до 921 — 922 т., описывая Булгар и Сувар, отмечали, что здесь имеются мечети и исламское духовенство, поставлено дело лечения людей, т.е. имеются табибы. Это же подтвердил Ибн Фадлан. Причем ислам шел сюда главным образом тогда через соседей — тюркские государства (Хаза-рию, Хорезмию, Бухару), принявшие ислам раньше и уже имевшие опыт "тюркизировать" некоторые из его обрядов. Это выражалось, например, в читаемых на тюрки проповедях после молитвы на языке Корана. Основные молитвы в мектебах также объяснялись на тюрки. В практической жизни, особенно в семейной, исламские обряды не вступали в особую конфронтацию с традиционными. Официальное принятие ислама и официальное выполнение предписаний ислама происходило на этой уже подготовленной почве. Таким образом, складывающийся в древнем Татарстане исламский образ жизни не стал повторением багдадского или иного исламского образа жизни.
Введение Городового Положения 1870г.
16 июню 1870г. императором Александром II было учреждено пространное Городовое положение, состоящее из 161 статьи1. Несмотря на изменения некоторых статей этого закона во время реформы 1892г., основные его положения действовали вплоть до 1917 г. По заключению большинства российских историков, Городовое Положение 1870г. при всех его недо ...
Куликовская битва
8 сентября 1380 года между русскими войсками под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича и монголо-татарскими войсками во главе с фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем произошло сражение на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области). Эта одна из самых крупных битв среднев ...
Международные отношения и внешняя политика СССР в конце 20-30-е годы
Установлением дипломатических отношений с Германией (1922) СССР прорвал послевоенную политическую и экономическую блокаду западных держав; в 1928 СССР присоединился к пакту Келлога – Бриана, по которому война как инструмент государственной политики объявлялась вне закона.
Усиление нацизма в Германии привело к активизации отношений СССР ...