Становление древнего государства Волжская Булгария
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление древнего государства Волжская Булгария

Булгаро-Багдадские отношения. Некоторые сведения о начальном периоде булгаро-багдадских отношений мы находим у арабского историка и путешественника ал Масуди (конец IX в. — 956/57), лично побывавшего в Иране, Индии, Азербайджане и других странах. По его утверждению, булгарский правитель Алмас бин Силки весной 921 г. направил в Багдад своего посла Абдуллу бин Башту, который привез послание своего правителя халифу ал Муктадиру. В послании содержалась просьба направить в Булгар исламских проповедников и лекарства, а также помочь построить в Булгаре мечеть, поставить крепость. Ал Масуди дополнительно сообщает, что Башту, служивший тогда при дворе Алмас хана, выходец из Хорезмии, был прозван Хазари. Можно полагать, что он — мусульманин и что он не только был причастен к дипломатическим отношениям между Булгаром и Багдадом, но и побывал с подобными миссиями в Хорезмии и Хазарии. По словам ал Масуди, уже тогда при дворе Багдадского халифа служили выходцы из Булгара А. Текин и Барыс. Следовательно, дипломатические отношения Булгара с Багдадом были установлены раньше, и миссия Башту в Багдад не была первой. К тому же в Багдаде были хорошо осведомлены о Булгаре по книгам Ибн Рустэ и других арабских авторов.

Связь между Булгаром и Багдадом тогда поддерживалась по существующему караванному торговому пути через Хорезмию, Бухару и Иран. Межгосударственные отношения, в которых главной была торговля, Булгар установил с последними еще раньше. Вернее, эти отношения были продолжением традиционных торговых отношений Би-ляра, Сувара и других Волжско-Камских городов. Причем два из них (Бухара и Хорезмия) были тюркскими государствами, хотя государственным языком у них оставался иранский.

Более сложным, можно полагать, был переход Булгара к новым отношениям с Хазарией, фактически терявшей контроль над периферией, но не желавшей расставаться с властью. В первое время в Итиле жил сын эльтавара (правителя) Булгара, как бы подтверждая сохранение прежнего отношения Булгара к Хазарии.

Предпосылки принятия ислама. Образование древне-татарского государства Булгар происходило на базе правовых и духовно-идеологических традиций ранних государственных образований — родоплеменного общинного права и нравственных норм северо-тюркских языческих религий. Для укрепления же централизованного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена принятием ислама при Алмас хане.

Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоятельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тщательной разработкой всех сторон личной, общественной и государственной жизни человека. Ж.Ж. Руссо в своем "Общественном договоре" отметил: "У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему". Действительно, государственная система, отстаиваемая исламом, была разумна и нравственна, обеспечивала единство государственно-правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного верховенства ни державных, ни религиозно-идеологических догматов.

Ислам оказался тесно связанным с наукой, образованием, культурой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антииодом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил рациональный (научный) источник знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подготовка НЭПа
После окончание гражданской войны крестьянство не желало мириться с политикой военного коммунизма. Насильственное изъятие продовольствия вызывало отказ крестьян заниматься сельским хозяйством. В 1920–1921 году прошли массовые крестьянские восстания, на подавление которых была направлена армия. В марте 1921 года восстали матросы Кронштад ...

Образование Татарской автономной советской социалистической республики
Социалистическая ориентация. После долгих лет жизни в срста-ве Российской империи в положении "туземцев", "инородцев", а затем "нацменьшинств" в 1920 г. татарский народ получил реальную возможность начать собирать свою, расчлененную между русскими губерниями, национальную территорию. В истории татарского на ...

Наука, культура и образование в середине 1980-х – начале 1990-х годов: новые процессы и явления
В начале 1990-х годов наука и культура полностью освободились от идеологической цензуры, но при этом резко было сокращено их финансирование. Наука и культура должны были приспосабливаться к новым рыночным отношениям. ...