Булгаро-Багдадские отношения. Некоторые сведения о начальном периоде булгаро-багдадских отношений мы находим у арабского историка и путешественника ал Масуди (конец IX в. — 956/57), лично побывавшего в Иране, Индии, Азербайджане и других странах. По его утверждению, булгарский правитель Алмас бин Силки весной 921 г. направил в Багдад своего посла Абдуллу бин Башту, который привез послание своего правителя халифу ал Муктадиру. В послании содержалась просьба направить в Булгар исламских проповедников и лекарства, а также помочь построить в Булгаре мечеть, поставить крепость. Ал Масуди дополнительно сообщает, что Башту, служивший тогда при дворе Алмас хана, выходец из Хорезмии, был прозван Хазари. Можно полагать, что он — мусульманин и что он не только был причастен к дипломатическим отношениям между Булгаром и Багдадом, но и побывал с подобными миссиями в Хорезмии и Хазарии. По словам ал Масуди, уже тогда при дворе Багдадского халифа служили выходцы из Булгара А. Текин и Барыс. Следовательно, дипломатические отношения Булгара с Багдадом были установлены раньше, и миссия Башту в Багдад не была первой. К тому же в Багдаде были хорошо осведомлены о Булгаре по книгам Ибн Рустэ и других арабских авторов.
Связь между Булгаром и Багдадом тогда поддерживалась по существующему караванному торговому пути через Хорезмию, Бухару и Иран. Межгосударственные отношения, в которых главной была торговля, Булгар установил с последними еще раньше. Вернее, эти отношения были продолжением традиционных торговых отношений Би-ляра, Сувара и других Волжско-Камских городов. Причем два из них (Бухара и Хорезмия) были тюркскими государствами, хотя государственным языком у них оставался иранский.
Более сложным, можно полагать, был переход Булгара к новым отношениям с Хазарией, фактически терявшей контроль над периферией, но не желавшей расставаться с властью. В первое время в Итиле жил сын эльтавара (правителя) Булгара, как бы подтверждая сохранение прежнего отношения Булгара к Хазарии.
Предпосылки принятия ислама. Образование древне-татарского государства Булгар происходило на базе правовых и духовно-идеологических традиций ранних государственных образований — родоплеменного общинного права и нравственных норм северо-тюркских языческих религий. Для укрепления же централизованного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена принятием ислама при Алмас хане.
Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоятельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тщательной разработкой всех сторон личной, общественной и государственной жизни человека. Ж.Ж. Руссо в своем "Общественном договоре" отметил: "У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему". Действительно, государственная система, отстаиваемая исламом, была разумна и нравственна, обеспечивала единство государственно-правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного верховенства ни державных, ни религиозно-идеологических догматов.
Ислам оказался тесно связанным с наукой, образованием, культурой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антииодом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил рациональный (научный) источник знаний.
Ордена и медали СССР. Ордена
После Великой Октябрьской социалистической революции ВЦИК и СНК приняли 10 (23) ноября 1917 г. декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым все царские ордена и медали были упразднены.
Ордена же СССР вручались как почетные государственные награды за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Сою ...
Карат, гран, тройская унция
Из других мер веса драгоценных металлов следует знать о “карате”, “гране” и “тройской унции”.
Карат - мера веса, общая для драгоценных камней и драгоценных металлов (1 карат = 0,2 г; чистое золото соответствует 24 каратам).
Гран - часть карата, равная для драгоценных камней 1,4 карата, золота - 1/12 карата и серебра - 1/18 карата.
Тр ...
Южные и Северные государства
Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в традиционной историографии периодом Южных и Северных династий. В III—VI вв. противостояние Севера и Юга, которого не знал древний Китай, стало важнейшей чертой этого времени. Разрушения, причиненные кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившие ...