Становление древнего государства Волжская Булгария
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление древнего государства Волжская Булгария

Вместе с тем древние правовые представления населения страны, правовые нормы и традиции страны, идущие от прежнего этноплеменного образа жизни, не исчезают, а обретают форму адата, существующего параллельно с шариатом. Адат отражает реалии местной правовой жизни, т.е. представляет собой комплекс древних правовых и нравственных норм, которые практически соблюдаются и после принятия ислама. В результате ислам здесь формируется, как бы отражая реалии булгарского общества.

Государственный строй. Становление древне-татарского государства в X в. проходило, ориентируясь на исламское государственное право — ал-фикх. Ал-фикх (право, юриспруденция), будучи как бы продолжением шариата, определяющего общественные отношения вообще, выступает в основном в качестве государственного права. В ходе становления халифата исламская правовая система вообще и втом числе арабское государственное право восприняли отдельные элементы римского, сасанидского, толмудического и канонического (византийского) права. Эта система высоко оценивается учеными. Той-нби считает, например, что в исламе оформилась примечательная правовая школа, идущая путем закона и возрождения (шариат, и адат). Согласно исламскому праву, государство — необходимость для общества: "Даже несправедливая власть предпочтительнее анархии". Власть правителя не абсолютна. Верховная власть, суверенитет принадлежат исключительно Аллаху. Правитель в своих действиях связан с указаниями (конституцией) Корана и развитой пророком Сунны. Управление государством становится как бы консультативным через такой орган, как Шура (Совет). Правитель избирается общиной и ответствен перед ней, обязан советоваться с ней по важнейшим государственным вопросам. Такой правитель считается праведным, в отличи^ от правителей, нарушающих эти предписания.

Ибн Фадлан отмечает, что Алмас хан (Джафар бин Абдаллах), приняв ислам, уже тогда начал внедрять в жизнь нормы шариата и ал-фикха. Вероятнее всего, с укреплением централизованного государства стало употребляться слово "хан", измененное от хазарского "ха-кан". Ш. Марджани перечисляет имена и других правителей Булгара в X в. - период становления государства: Ахмад-хана Талиб хана, My'мин хана. В годы их царствования в X в. Волжская Булгария укрепляется как суверенное государство, имеющее развитую систему управления внутри страны и признанное многими иностранными государствами. Сохранились монеты чеканки в Булгаре с именами Талиб хана (338 г. хиджры, т.е. 949 г.), Му'мин хана (366 г. хиджры, т.е. 977 г.). При Му'мин хане в 985-986 гг. между Волжской Булга-рией и Киевской Русью был заключен межгосударственный договор о сохранении мира "до тех пор, покуда камень не начнет в воде плавать, а хмель - тонуть". Мир этот был закреплен браком великого князя Владимира Святого с булгарской принцессой.

Хан был главою государства. Руководствовался он положениями Корана, служившими конституционным началом. Должность хана была наследственной. По мере укрепления ислама в государстве в качестве влиятельного сановника выдвигается главный казый, назначаемый ханом — носителем высшего правового авторитета. Казый надзирает за деятельностью местных казыев - чиновников-судей. Как знаток шариата и фикха он мог быть и советником хана. Роль консультативного органа выполнял джиен - съезд военно-административной знати, духовенства, остальных подданных, ведущих самостоятельное хозяйство (торговцы, ремесленники, крестьяне). Созываемый ханом джиен решал наиболее важные государственные вопросы (войны и мира, выбора новой династии и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.. Культурная революция (1917-1928 гг.)
Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества. Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему госуд ...

Основные направления национального возрождения
Новые национальные ориентиры. В XVIII в., когда национальное выживание стало фактом, формируется новая национальная идея, ориентированная на национальное возрождение. Основными ее положениями становятся: противостояние имперской политике национальных притеснений; интенсивное возрождение татарской национальной жизни на всей исторической ...

Виды ганзейских кораблей
Относительно ганзейских кораблей известно очень мало. Военные «когги» уже было упомянуто выше; это были самые крупные корабли на Балтийском море, водоизмещением до 800 тонн, длиной в 120, шириной в 30 и глубиной в 14 фут; на них было три мачты с реями и экипаж их состоял из 250 человек, из которых половина матросов; позднее на них стави ...