Становление древнего государства Волжская Булгария
Страница 8

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление древнего государства Волжская Булгария

Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татарстане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без противоречий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом „тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нуждалось в новой религии. Ислам представлял собой одновременно и ал Иман ("верую" — вера в божественную справедливость) и ал Ихсан ("нравственная добродетель"), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравственных ценностей, основанных на гуманизме и справедливости. Запреты ислама находили отклик во внутренне присущем человеку качестве самоограничения и воспринимались как должное.

Культура. Принятие ислама расширило возможности культурного общения со странами исламского мира — с их арабо-язычной, ирано-язычной и тюрко-язычной культурами. Тюрки, фарси и араби стали языками, параллельно употребляемыми в среде интеллигенции и высших государственных чиновников. Форсированно строились мечети, а при них возникали мектебы. Древнебулгарский язык, ставший государственным языком, получил письменность на основе арабской графики.

Появилась образовательная база для распространения в Волжской Булгарии, получившей тогда высокое развитие. Сама эта культура выросла, опираясь на достижения мировой цивилизации. От Индии и Китая она получила зачатки точных наук, математики, от Греции — философию, от Ирана — идеи централизованного управления государством. В ее распоряжении оказались образцы художественной лотературы многих цивилизованных народов. Среди создателей богатств исламской культуры* наряду с арабами — философом и историком Ибн Ку-тайба (828—ок. 889), философом Абу Нарсом ал Фараби (870—950), астрономом Али ибн Абд Рахманом ибн Юнус (950—1009), философом Ибн Рушдом (1126—1198) и иранцами — философом Мухаммедом ал Газали и другими, участвовали и ученые тюркского мира — родоначальник алгебры (ал джабр) Мухаммед ал Хорезми (787 — ок. 850), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973 -- ок. 1050), врач и философ Абу Али ибн Сина (ок. 980—1037), поэт и мыслитель Абу Мухаммед Низами Гянджеви (ок. 1141 — ок. 1209).

В.К. Чалоян (1979) называет эту культуру культурой "ирано-арабского Востока". На деле же она была создана объединенными усилиями представителей арабских, иранских и тюркских стран и в таком объединенном виде обогатила европейскую культуру. В XII в., например, в латинском переводе появились "Алгебра и уравнения" Мухаммеда ал Хорезми, книги Ибн Сина "Канон медицины" и "Даниш наме" в трех разделах: логика, математика, физика. По имеющимся сведениям, свой вклад в развитие исламской культуры тогда внесли и булгар-цы — историк Якуб бин Нугман, правовед Хамид бин Идрис (XII в.), врач Тадж эд Дин (XIII в.).

Страницы: 3 4 5 6 7 8