Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татарстане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без противоречий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом „тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нуждалось в новой религии. Ислам представлял собой одновременно и ал Иман ("верую" — вера в божественную справедливость) и ал Ихсан ("нравственная добродетель"), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравственных ценностей, основанных на гуманизме и справедливости. Запреты ислама находили отклик во внутренне присущем человеку качестве самоограничения и воспринимались как должное.
Культура. Принятие ислама расширило возможности культурного общения со странами исламского мира — с их арабо-язычной, ирано-язычной и тюрко-язычной культурами. Тюрки, фарси и араби стали языками, параллельно употребляемыми в среде интеллигенции и высших государственных чиновников. Форсированно строились мечети, а при них возникали мектебы. Древнебулгарский язык, ставший государственным языком, получил письменность на основе арабской графики.
Появилась образовательная база для распространения в Волжской Булгарии, получившей тогда высокое развитие. Сама эта культура выросла, опираясь на достижения мировой цивилизации. От Индии и Китая она получила зачатки точных наук, математики, от Греции — философию, от Ирана — идеи централизованного управления государством. В ее распоряжении оказались образцы художественной лотературы многих цивилизованных народов. Среди создателей богатств исламской культуры* наряду с арабами — философом и историком Ибн Ку-тайба (828—ок. 889), философом Абу Нарсом ал Фараби (870—950), астрономом Али ибн Абд Рахманом ибн Юнус (950—1009), философом Ибн Рушдом (1126—1198) и иранцами — философом Мухаммедом ал Газали и другими, участвовали и ученые тюркского мира — родоначальник алгебры (ал джабр) Мухаммед ал Хорезми (787 — ок. 850), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973 -- ок. 1050), врач и философ Абу Али ибн Сина (ок. 980—1037), поэт и мыслитель Абу Мухаммед Низами Гянджеви (ок. 1141 — ок. 1209).
В.К. Чалоян (1979) называет эту культуру культурой "ирано-арабского Востока". На деле же она была создана объединенными усилиями представителей арабских, иранских и тюркских стран и в таком объединенном виде обогатила европейскую культуру. В XII в., например, в латинском переводе появились "Алгебра и уравнения" Мухаммеда ал Хорезми, книги Ибн Сина "Канон медицины" и "Даниш наме" в трех разделах: логика, математика, физика. По имеющимся сведениям, свой вклад в развитие исламской культуры тогда внесли и булгар-цы — историк Якуб бин Нугман, правовед Хамид бин Идрис (XII в.), врач Тадж эд Дин (XIII в.).
Молодые годы Сталина
Нашего почитания заслуживает тот,
кто господствует над умами силою
правды, а не те, которые насилием
делают рабов…
Вольтер
Иосиф или Сосо, четвертый ребенок в семье сапожника В. Джугашвили, родился в маленьком городе Гори Тифлиской губернии 21 декабря 1879 г.
Казалось бы, вопрос о том, был ли Джугашвили - отец пролетарием или реме ...
Наука
В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году
был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года
состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области г ...
Левашевы.
Белокаменная в то время была особенно обильна девицами. Князь Вяземский говорит, что в Москве на одной улице проживали княжны-девицы, которые всякий день сидели каждая у особенного окна и смотрели на проезжающих и проходящих, выглядывая себе суженого; Копьёв сказал о них: «на каждом окошке по лепешке», -и с тех пор другого имени им не б ...