Подготовка профессорских кадров
Страница 1

История » Высшее образование в России XIX века » Подготовка профессорских кадров

Уровень университетской подготовки студентов в значительной мере зависит от квалификации профессоров. Именно глубина овладения читаемым курсом, форма его изложения, наличие элемента интереса оказывают огромное влияние на студенчество и качество образования будущих специалистов.

На протяжении исследуемого периода планомерная подготовка профессорских кадров не проводилась, она велась "от случая к случаю". Задача состояла в том, чтобы найти среди студенчества подающих надежды. Ставка должна делаться на талант и способности.

В стенах российских университетов складывалась плеяда ярких талантов, блестящих профессоров, являвшихся глубокими исследователями и одаренными лекторами. На протяжении десятилетий своего служения просвещению они всесторонне разрабатывали методику чтения лекций, которая способствовала глубокому восприятию их студентами. Она вошла как ценнейший капитал в сокровищницу национального опыта образовательной системы.

К числу выдающихся профессоров Московского университета, бесспорно, относится Сергей Михайлович Соловьев. С первых шагов учебы в университете С.М. Соловьев прилежно и с успехом занимался отечественной историей. По окончании университетского курса ему представился случай побывать в течение двух лет за границей, где он посетил университеты Германии, а также Колледж де Франс.

Раскрывая характер построения С.М. Соловьевым лекционного курса, В.О. Ключевский писал: "Так уже в первые годы Соловьев установил тот порядок преподавания, которого он долго держался потом: начав специальное изложение с эпохи, на которой прервалась "История государства Российского" Карамзина, Соловьев с каждым годом понемногу подвигался все дальше вперед, но студент специально знакомился с доставшейся ему эпохой, уже подготовленный к тому общим курсом русской истории с древнейших времен".

Ярчайший след о своей педагогической деятельности в Московском университете оставил Федор Иванович Буслаев, академик Петербургской академии наук с 1860 г., создавший огромное количество трудов по русскому языкознанию, литературе и фольклору. "В моей памяти, как и в студенческих заметках, - писал В.О. Ключевский, - уцелели следы того диалектического процесса, какой задавал Буслаев нашему мышлению и которым мы усвоили столь новые для нас воззрения . Уча нас строению языка и его связи с народным бытом, он учил нас читать древние памятники, разбирать значение, какое имели слова на языке известного времени, сопоставлять изучаемый памятник с другими одновременными и посредством этого разбора и сопоставления приводить его в связь со всем складом жизни и мысли того времени".

Методика чтения лекций одновременно с глубокой исследовательской деятельностью разрабатывалась на других факультетах российских университетов.

В 60-е гг. российские университеты находились в катастрофическом состоянии, испытывая острейший дефицит в кадрах профессоров. "В настоящее время у нас около 40 кафедр вакантных, - отмечал А.В. Головнин в 1863 г., - и я должен сознаться, что не могу без страха просматривать списки наличных профессоров. Читая эти списки, нельзя не предполагать, что многие профессора по естественному ходу вещей должны в непродолжительном времени сойти со своего поприща, несколько других могут оставить университет по каким-либо причинам, и тогда мы будем вынуждены к одновременному закрытию нескольких факультетов".

Страницы: 1 2 3 4

Экономическое развитие Германий до Первой Мировой войны. Предпосылки быстрой индустриализации и экономического возвышения Германии его факторы
В течение длительного времени Германия, где надолго задержалось господство феодализма, отставала в развитии экономики особенно промышленности. Крупная промышленность здесь начала развиваться лишь с 1848 г. В середине XIX в. раздробленная страна побывала угля в 7 раз меньше, чугуна - в 10 раз, производила и потребляла хлопка в 30 раз мен ...

Основные направления внешней политики и расширение территории России в XV-XVI веках
Основными направлениями внешней политики Москвы в XV–XVI веках были: – западное (Новгород, Тверь, Польско-Литовское государство, Ливония); – южное (Золотая Орда); – восточное (предуралье, Урал, Сибирь). Если задачи внешней политики на западном и восточном направлении постоянно менялись в процессе их решения, то на южном направлении ...

Культура славян X–XIII веков
После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием . Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно шир ...