Подготовка профессорских кадров
Страница 3

История » Высшее образование в России XIX века » Подготовка профессорских кадров

Отношение к зарубежному опыту в сфере образования - проблема, волновавшая российское общество в XIX в. и продолжающая глубоко интересовать сегодня. Профессорские стипендиаты не только знакомились с опытом западноевропейских университетов, многие из них искали ответ на вопрос о правомерности использования в России зарубежного опыта. Нередко в отечественной публицистике звучало утверждение, будто не следует "изобретать велосипед", а надо взять готовый опыт Германии в области высшего образования. Однако имелись и иные точки зрения стипендиатов. Молодые магистры и кандидаты сравнивали образовательные системы Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Италии, отметив при этом, какие стороны их могут быть применимы в развивающейся российской системе. Большинство их сходилось во мнении о невозможности искусственного перенесения западноевропейского опыта, в том, что следует глубоко и всесторонне учитывать конкретно-исторические условия России. Происходило, таким образом, критическое переосмысление зарубежного опыта.

Характеризуя систему преподавания классической филологии в германских университетах, профессорский стипендиат Александр Новоселов указывал как на положительную черту на крепкую солидарность немецких профессоров, читавших этот курс, и в рамках одного университета, и в рамках университетов страны. Вместе с тем он возражал против такого порядка преподавания классической филологии, при котором в центре внимания находилось изучение не истории и культуры древних цивилизаций, а лингвистически-критический обзор текстов древних авторов. Задача русских профессоров, по мнению А. Новоселова, состоит в глубоком изучении содержания произведений древних классиков, если они хотят поддержать и развить пробуждающуюся в молодых людях любовь к познанию сути классического мира. Именно знакомство со всеми сторонами этого мира, анализ их позволяет извлечь уроки, усвоение которых послужит воспитанию молодого поколения.

Безусловно, профессорских стипендиатов волновал вопрос и о форме изложения материала лектором, о степени интереса и доходчивости. "Изложение Моммзена, - писал Адриян Копылов, - лишено всякого внешнего блеска, но зато чрезвычайно ясно. Вместе с тем, у него вызывало возражение отсутствие в лекциях профессора Моммзена историографии, оценки трудов историков, ранее разрабатывавших проблемы читаемого им курса. Анализируя содержание курсов лекций по истории, Владимир Герье отмечал: "Первое, что поражает студента русского университета на исторических курсах немецких профессоров, это то, что они придерживаются чисто фактической стороны предмета, не позволяя себе никаких отступлений: они даже не кладут в основание всего курса какую-нибудь обширную историческую идею, около которой они бы группировали факты в известной перспективе ."

Русские стажеры проявляли глубокий интерес к изучению в университетах Германии теории и истории педагогики. Интерес этот был тем более оправдан и объясним, что педагогика в России как наука только еще становилась на ноги. Профессорский стипендиат Лев Модзалевский выделил два главнейших, по его словам, священных условия воспитания: национальное и семейное. Отсутствие их не может не отозваться страданием, так как оно приведет к нарушению естественных законов. "Дело воспитания должно стоять в пределах дома, его нравов и порядка, обусловливаемых самим понятием "семейства". В его недрах коренятся семейные нравы, семейная честь, племенные нравы, народная гордость, любовь к Отечеству. Из него же вырастают чувства честности, права, мужества в битве с жизненной ложью. Только при таком патриотизме живет несокрушимая вера в конечную победу права".

Страницы: 1 2 3 4

«Джо­кон­да»
«Мне уда­лось соз­дать кар­ти­ну дей­ст­ви­тель­но бо­же­ст­вен­ную». Так от­зы­вал­ся Ле­о­нар­до да Вин­чи о жен­ском порт­ре­те, ко­то­рый вме­сте с «Тай­ной ве­че­рей» счи­та­ет­ся увен­ча­ни­ем его твор­че­ст­ва. Над этим срав­ни­тель­но не­боль­ших раз­ме­ров порт­ре­том он про­ра­бо­тал че­ты­ре го­да. Вот что пи­шет об этой ра ...

Второй этап Северной войны. Становление Российской империи
Полтавская битва и разгром Карла XII не привели к окончанию войны, которая продолжалась ещё 12 лет. Основными причинами этого были вмешательство других стран, а также, то обстоятельство, что Швеция была разгромлена на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому на втором этапе войны центр военных действий переместился на Балтику ...

Характер
С ранних лет Иван рос в обстановке интриг, дворцовых переворотов и борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Подобное детство могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением. По воспоминаниям современников, в детстве Иван IV был нервным и легко возбудимым, в нем очень рано проявила ...