Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень

История » Высшее образование в России XIX века » Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень

Личный состав профессоров был в начале царствования Александра довольно высок, главным образом благодаря приглашению иностранных ученых (в числе около 60 человек). Конечно, это вызывало то неудобство, что лекции читались на немецком языке, по латыни, иногда по-французски, и только половина профессоров читала по-русски. Была и вторая проблема, которая заключалась в разности менталитетов преподавателей и студентов, обусловленных множеством причин: культурной, языковой, религиозной, даже разницей бытовых обычаев. По воспоминаниям ученика Сенковского - П. Савельева и другого студента той поры - А. Никитенко, "немецкая фракция" преподавателей Петербургского университета держалась замкнуто, избегая контактов с остальными и не допуская других в совой круг. Все это затрудняло адаптацию преподавателей, подталкивая их к корпоративной замкнутости, сам учебных процесс, а также замедляло процесс преемственности, то есть подготовки национальной смены приглашенным профессорам.

Параллельно с приглашением иностранцев применялась практика командировок или стажировок в заграничных университетах тех молодых преподавателей, которые проявляли особую склонность к языкам и исследовательской работе. Такая практика применялась не часто, так как существовало опасение насчет проникновения заразы вольнодумства через командированных, но большая группа лучших, по воспоминаниям современников, русских профессоров прошла подготовку в немецких университетах. Среди них: П.Г. Редкин - видный юрист и общественный деятель и его коллега Н.И. Крюков, М.С. Куторга и Т.Н. Грановский - историки, О.М. Бодянский, филолог-славист, знаменитый медик Н.И. Пирогов, экономист А.И. Чивилев. Был послан за границу для получения профессорского знания В.С. Печорин, не вернувшийся на родину по идейным соображениям. Многие из тех, кто уже получил профессорское знание, также имели возможность отправиться в научную командировку, как, например, профессора Московского университета Н.И. Надеждин и М.П. Погодин. Общий научный и культурный уровень профессорско-преподавательского состава был в то время не высок. Профессора в основной массе не следили за ходом современной науки, особенно зарубежной, давали лекции по старым записям, не добивались понимания или даже внимания иначе, чем полицейскими мерами.

Юрий Галенович, доктор исторических наук
В 1894 году — раньше, чем появилась партия Ленина в России, — Сунь Ятсен создал политическую партию для борьбы против монархического строя в Китае, который был тогда Великой Цинской империей. Наряду с борьбой против монархии целью революционной партии Сунь Ятсена была и борьба китайцев против маньчжур, которых тогда считали варварами, з ...

Пропаганда и идеология враждующих сторон
Одной из самых ярких составляющих частей Холодной войны было противостояние сверхдержав в области культуры и спорта. Достаточно вспомнить взаимный бойкот Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе в 1980 и 1984гг и постоянное соперничество в количестве золотых медалей на остальных олимпиадах и чемпионатах мира. Хоккейные суперсерии между сборным ...

Развитие промышленности
Рост промышленного производства был более значительным, чем в сельском хозяйстве, что обеспечивалось ростом нужд российской армии и флота, увеличившимся спросом на мировом рынке на железо и парусное полотно, а также ростом несельскохозяйственного населения в России. Тяжелая промышленность. Особенно быстро развивалась черная металлургия ...