Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень

История » Высшее образование в России XIX века » Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень

Личный состав профессоров был в начале царствования Александра довольно высок, главным образом благодаря приглашению иностранных ученых (в числе около 60 человек). Конечно, это вызывало то неудобство, что лекции читались на немецком языке, по латыни, иногда по-французски, и только половина профессоров читала по-русски. Была и вторая проблема, которая заключалась в разности менталитетов преподавателей и студентов, обусловленных множеством причин: культурной, языковой, религиозной, даже разницей бытовых обычаев. По воспоминаниям ученика Сенковского - П. Савельева и другого студента той поры - А. Никитенко, "немецкая фракция" преподавателей Петербургского университета держалась замкнуто, избегая контактов с остальными и не допуская других в совой круг. Все это затрудняло адаптацию преподавателей, подталкивая их к корпоративной замкнутости, сам учебных процесс, а также замедляло процесс преемственности, то есть подготовки национальной смены приглашенным профессорам.

Параллельно с приглашением иностранцев применялась практика командировок или стажировок в заграничных университетах тех молодых преподавателей, которые проявляли особую склонность к языкам и исследовательской работе. Такая практика применялась не часто, так как существовало опасение насчет проникновения заразы вольнодумства через командированных, но большая группа лучших, по воспоминаниям современников, русских профессоров прошла подготовку в немецких университетах. Среди них: П.Г. Редкин - видный юрист и общественный деятель и его коллега Н.И. Крюков, М.С. Куторга и Т.Н. Грановский - историки, О.М. Бодянский, филолог-славист, знаменитый медик Н.И. Пирогов, экономист А.И. Чивилев. Был послан за границу для получения профессорского знания В.С. Печорин, не вернувшийся на родину по идейным соображениям. Многие из тех, кто уже получил профессорское знание, также имели возможность отправиться в научную командировку, как, например, профессора Московского университета Н.И. Надеждин и М.П. Погодин. Общий научный и культурный уровень профессорско-преподавательского состава был в то время не высок. Профессора в основной массе не следили за ходом современной науки, особенно зарубежной, давали лекции по старым записям, не добивались понимания или даже внимания иначе, чем полицейскими мерами.

Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 1950 – середине 1960-х гг.
Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом. Экономическая и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировала ряд важных проблем, требующих решения новым руководством страны. Одна из таких проблем связана с развитием репрессивной политики конца 40 ...

Карибский Кризис
Апогеем противостояния двух держав стало размещение Советских Ядерных ракет на Кубе в 1962 году. Этот год считается годом, когда мир стоял на самом краю перед ядерной войной. Наиболее ярким доказательством этого является рассказ членов американской администрации того времени Макнамары, Банди и Соренсена на конференции 1987 года в Кембри ...

Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII века в России. «Смутное время» и его последствия
Начало XVII века характеризуется крайним обострением социальных и политических противоречий, вызванных и ослажненных хрзяйственным кризисом и ухудшением междунорадного положения страны. Современники обозначили эти явления термином «Смута » (1605–1613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну . Опричнина ...