Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1
Страница 4

История » Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V-XV вв. н.э.) » Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1

Многие государственные чиновники начали получать от царя за службу пожалования в виде податных территорий, а с появлением права наследования — должностей, к их наследникам переходили права на эту территорию. Подати (налог) постепенно превратились в натуральные оброки. Это отнюдь не напоминало процесс феодализации. Царский служащий получал "подарки" в виде податных территорий (даннические отношения), а не землю в собственность с крепостными крестьянами, как это было в Западной и Восточной Европе.

Государство продолжало играть важную роль в экономике Индии. По-прежнему к сфере государственных интересов относятся преимущественно аграрные отношения. Рабовладельческий уклад, как и прежде, занимал незначительное место в структуре хозяйства.

Сохраняется сословно-варновое деление индийского общества, но четыре традиционные варны дробятся на социальные группы представителей одной профессии (джати). Кастовые перегородки, как и раньше, сдерживали развитие производства, особенного ремесленного.

Деревенская община в Индии тоже была преградой на пути феодализации в классическом понимании этого слова. С общины взималась натуральная рента, она продолжала выполнять значительные объемы работ в интересах государства по возведению ирригационных сооружений, прокладке дорог, расчистке джунглей и пр. Ирригация, как и в эпоху Древнего мира в Египте и Месопотамии, выходила за рамки отдельных поселений, это были объекты государственного значения. Факт этот тоже сдерживал формирование феодальных поместий. Благодаря теплому климату и ирригационным сооружениям выше были урожаи в общинах, господам невыгодно было пожалованную землю делить на барскую и крестьянскую.

Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, причем ее перепахивали 2—3 раза. Выращивали рис, ячмень, пшеницу, бобы, горох, сахарный тростник, хлопок, овощи. Развивались скотоводство, ремесленное производство: металлургия и металлообработка, ткачество и вышивание, ювелирное искусство, каменное монументальное зодчество.

К XII в. община постепенно превращалась во все более замкнутую составную часть натурального хозяйства. Государство активно вмешивалось в аграрные отношения. Оно не разрешало свободного отчуждения земли как на севере, так и на юге страны, т. е. и в начале второго этапа Средневековья в Индии широко не появилось частной собственности на землю, не сложилось барщинное хозяйство.

Индийская община была самой сильной в экономическом отношении на Востоке. Отдельные деревни входили в состав более крупной общины — округа, а несколько округов объединялись в область. Деревни, сплоченные одной оросительной сетью, составляли "систему сельских общин". Основывали общину коллективы землевладельцев, но допускались независимые крестьянские хозяйства.

Своеобразным было положение ремесленников в этой стране. Ремесленники в кастовом отношении были ниже земледельцев, поэтому они обслуживали общину, получая за работу долю урожая. Так продолжалось и в XIII—XVI вв. Крестьяне, собирая в год по два урожая, могли позволить содержание все большего числа ремесленников. Деревенское ремесло усиливало автаркию (самообеспечение) общины и затрудняло развитие феодализма в Индии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Татарстан в составе Советского Союза. Изменения в положении татарского общества
Геополитическая обстановка в мире. Становление автономии Татарстана протекало на фоне значительных исторических изменений в мире. В 1919—1920 гг. были заключены мирные договоры, подводившие итоги первой мировой войны. В мире возникла новая геополитическая обстановка. Индустриальная цивилизация потеряла в этой войне весомую часть своего ...

Последствия гражданской войны
И красные, и белые на своих территориях проводили политику террора. Экономика страны находилась в крахе, население беднело. За годы войны погибло около 8 миллионов человек. Часть населения бежало за границу. Заслугой большевиков стало сохранение политической независимости России. ...

Реформы в области народного образования и печати.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем ...