Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1
Страница 5

История » Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V-XV вв. н.э.) » Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1

Мусульманское (из Афганистана) завоевание Индии в XIII в. привело к росту государственной земельной собственности, централизованного аппарата власти. Государственная земля называлась хасе (халисе), с нее чиновники султана собирали поземельные налоги в пользу казны. Индийские феодалы (заминдары) помогали собирать налоги. Они имели наследственные права на владения, даже могли отчуждать их, но государство могло в любой момент отнять их и передать другому. Таким образом, по-прежнему нельзя эти отношения определять как феодальные. Большую роль в сборе поземельного налога продолжала играть община.

Другой основной частью государственных земель была так называемая икта — ее раздавали в условное держание мусульманской прослойке высшего общества Индии. За это иктадары несли военную службу. Большую часть оброков со своих земель они передавали государству. Но в XV в. ослабляется государственный контроль над икта, и они превращаются в полноправных земельных собственников. В то же время основные земельные владения по-прежнему получало духовенство.

В 1526 г. в Северной Индии была создана Монгольская империя, значительные перемены для страны наступили в середине XIX в. с вхождением Индии в состав Британской колониальной империи.

Север Китая в IV в. н. э. подвергся нашествиям кочевников — гуннов, цянов и др., в результате чего происходит, с одной стороны, варваризация страны, а с другой — китаизация пришельцев.

Надельная система возрождается к концу V в. Семьи получали теперь не только пахотные земли, но и садово-огородные. Чиновники имели служебные наделы, налог платили владельцу угодий, а не в казну. Молено предположить, исходя из косвенных источников, что существовала также казенная земля во владении царского дома и частная — сильных домов.

Экономически сильнее был Юг страны. Там росла сеть городов, активизировались товарно-денежные отношения. Сюда бежали люди с Севера, спасаясь от кочевников.

Возрождение Китайской конфуцианской империи произошло в VI в., расцвет ее продолжался до XIII в. Объединение государства привело к унификации мер и весов, стандартизации монетного дела, упорядочению налогов. Государство ограничивало экономическую мощь сильных домов. Кроме налогов с земельного надела взималась промысловая подать (шелк, пряжа шли в казну). Производился тщательный учет населения, для мужчин устанавливалась ежегодная трудовая повинность до 20 дней. Нет четких данных об условиях работы крестьян на землях знати и чиновников, но можно предположить, что по-прежнему отсутствовала крепостная зависимость.

Событием стала прокладка Великого канала между Ян-зцы и Хуанхэ, над возведением его трудилось около 80 тыс. человек. Реконструируется и Великая Китайская стена, ставшая символом страны. Активность внешней политики проявилась в войнах с Тюркским каганатом, Вьетнамом и Кореей.

Правление династии Тан (VII—X вв.) ознаменовалось экономическим подъемом. Вновь подтверждается статус надельной системы, временные наделы распределяются от имени государства. Расцвели ремесло и торговля, но луч шие мастера трудились в казенной сфере, в порядке тру довой повинности. Цехо-гильдии, как и на Ближнем Восто ке, в Китае контролировались армией чиновников. В горо дах растет прослойка интеллигенции. Но города Китая по прежнему не имели прав и привилегий, сохраняли значе ние податных и административных единиц, хотя и являлись центрами провинций, областей или уездов. Вся империя делилась на 10 провинций. К главным государственным структурам относилось ведомство налогов. Оно занималось учетом податных людей, распределением наделов, сбором налогов и земельным кадастром. Ведомство общественных работ (непременный атрибут Восточных империй) организовывало трудовые повинности, ирригационное строительство и пр. Торговля активно проходила по Великому шел-ковму пути.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Культурная жизнь в СССР в 20 – 30-е гг.
Борьба за утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей и в науке была ведущим направлением идеологической жизни общества. В то же время ужесточились требования партии к учёным-обществоведам: те из них, кто сомневался в абсолютной правильности избранных методов социалистического строительства, предлагал сохранить принципы ...

Внешняя политика
Всемирная история была для Грозного неистощимым арсеналом аргументов против ограничения власти монархов, к которому он неустанно обращался. В первом послании Курбскому царь в наиболее законченном виде излагает свою собственную историческую концепцию всемирной истории от империи Августа до падения Константинополя. В ней все подчинено еди ...

Потеря Ганзой своего значения
Несмотря на все свои коммерческие и ратные успехи, Ганза, консервативная до мозга костей, сама себе постепенно создавала трудности. Ее правила требовали, чтобы наследство делилось между многочисленными детьми, а это препятствовало накоплению капитала в одних руках, без чего "дело" не могло расширяться. Постоянно не подпуская к ...