Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1
Страница 2

История » Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V-XV вв. н.э.) » Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке1

Города — полисы Месопотамии, созданные по образцу античных полисов, во многом отличались более развитыми товарно-денежными отношениями. Во II в. н. э. на смену парфянам пришли персы Сасаниды. Население было поделено на четыре основные группы: жрецов, воинов, чиновников (все они не платили налогов) и податной народ — крестьян, горожан. Наблюдалось и расслоение сельской общины. Христианству противостоял зороастризм.

Аравия была страной кочевых племен бедуинов, использующих верблюдов для кочевий и торговли. На базе племенных объединений создаются протогосударства.

Последователи Муххамада сплотились после его смерти в 630 г. Власть халифов Омейядов (с 661 г.) усилилась за счет исламизации и арабизации завоеванного населения. Медленно шли эти процессы в Египте, Ливии, Магрибе (Северной Африке) в среде христианизированного ранее населения. Но в течение ряда веков на базе арабского языка и письменности халифы добились и здесь значительного успеха. Труднее им пришлось в Ливане и Палестине. Упорное противостояние арабизации наблюдалось в самом Иране, где Сасаниды лишились власти; они не смогли видоизменить язык и национальную культуру Закавказья и Средней Азии. Наблюдалась слишком большая разница — языковая, в традициях культуры и государственности. Постепенно арабский язык повсеместно стал государственным.

Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали хорошо налаженная почтовая связь, реорганизованная армия. Проводилось хозяйственное строительство: дорог, караван-сараев, оросительной системы, это способствовало подъему экономики. Империя была поделена на пять наместничеств.

Верховым собственником всех земель считался Аллах, государство как бы от его имени распоряжалось ими. Фактически землями ведали наместники — эмиры. Наиболее распространенным было общинное землевладение на землях государства, общинники в казну платили ренту — налог (хараджа или ушр). Следующей категорией были частные отчуждаемые земли (мульк) — небольшие владения. Земли савафи — владения членов правящего дома и вак-фы — религиозных учреждений не облагались налогами и не отчуждались. Служивые, в том числе чиновники и военные, получали землю из фонда государственно-общинных казенных земель в форме икта (условное владение с правом взимания в свою пользу ренты-налога).

Крестьяне обрабатывали все эти земли и выплачивали государству или его представителям ренту — налог. В казну шли пошлины с горожан, 1/5 часть от военной добычи, налоги от арендаторов мульковых земель.

Как и в других странах Востока, династический цикл чаще прерывался из-за народных восстаний, в середине VIII в. на гребне одного из них к власти пришли Аббасиды. От прежнего халифата сохранился лишь Кордовский эмират в Испании.

В Арабском халифате — слабом как государственная организация, росли сепаратизм эмиров и народные волнения. К концу IX в. халифат распался на ряд государств (эмираты и султанаты). Повсюду сохранялось традиционное с эпохи древности абсолютное господство государства в сфере аграрных отношений, взимание в казну ренты-налога. Централизованный государственный контроль действовал и в городах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Национальный кризис (1610-1613 гг.)
В России начался период междуцарствия. Москва очутилась без правительства, как раз тогда, когда оно ей было нужно больше всего: с двух сторон наступали враги. Все осознавали это, но не знали, на ком остановиться. 17 июля на Красной площади собралась толпа - решали, кого избрать царем. В обсуждении этого вопроса принимали участие бояре, ...

Парижский мир
В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой "нейтрализации" Черного моря. ...

Культура и духовная жизнь Руси в XIV–XVI веках
Русская культура XIV–XVI веков сохраняла свою самобытность, но находилась под сильным влиянием монголо-татар, которое проявилось в заимствовании слов (деньга – от тюркского таньга), оружия (сабля), техники в декоративно-прикладном искусстве (золотное шитье по бархату). В результате монгольского нашествия погибло множество городов, прек ...