Гимны
Страница 8

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная нам мать!

Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).

Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).

Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:

КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ

(Национальный духовный гимн России.

1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.

Слова М.М. Хераскова.

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык:

Велик он в небесах на троне,

В былинах на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебе Твой Агнец златострунный

В себе изображает нам;

Псалтирью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам!

Прими от нас благодаренье

Как благовонное куренье.

Ты солнце смертных освещаешь

И любишь, Боже, нас как чад.

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град;

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Своей питаешь!

Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.

После революции в октябре 1917 мелодии этих гимнов были заменены пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвами пали…» (58,120).

Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сиане» исполнялся в белой армии адмирала А. В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей за рубежом, выехавшие в первые годы после октябрьской революции в России (58,121).

Н. А. Соболева (72,181)справедливо отметила, что «… вышеназванные мелодии гимнического характера не являлись официальными или государственными гимнами, но в разные времена отчасти выполняли функции гимна. В то же время, Россия нуждалась именно в государственном гимне, в котором в высшей мере отражалась бы история страны, а также прославлялись ее прошлое и настоящее».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Краткая хронология
100-е тысячелетие до н.э. — Палеолит. Родовое общество. Древнейшие известные на сегодня стоянки человека на Волго-Урале. XIV—XIII тысячелетия — Неолитическая революция. Начало перехода общества к производящему хозяйству. VIII—V тысячелетия — Начало перехода к родоплеменному строю. Дивергенция (расхождение) современных семей языков. Фо ...

Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)
Особенность – в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и ...

Кризис университетов 20-х годов
Внутренняя самостоятельность университетов, предоставленная уставом 1804 г., продолжалась недолго. С 20-х годов власти, опасаясь распространения среди молодежи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. Печальную славу приобрели попечители Казанского и Петербургского учебных округов М.Л. Магницкий и ...