Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Оживляются одной.
Припев: Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная нам мать!
Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).
Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).
Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:
КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ
(Национальный духовный гимн России.
1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.
Слова М.М. Хераскова.
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык:
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебе Твой Агнец златострунный
В себе изображает нам;
Псалтирью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам!
Прими от нас благодаренье
Как благовонное куренье.
Ты солнце смертных освещаешь
И любишь, Боже, нас как чад.
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град;
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Своей питаешь!
Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.
После революции в октябре 1917 мелодии этих гимнов были заменены пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвами пали…» (58,120).
Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сиане» исполнялся в белой армии адмирала А. В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей за рубежом, выехавшие в первые годы после октябрьской революции в России (58,121).
Н. А. Соболева (72,181)справедливо отметила, что «… вышеназванные мелодии гимнического характера не являлись официальными или государственными гимнами, но в разные времена отчасти выполняли функции гимна. В то же время, Россия нуждалась именно в государственном гимне, в котором в высшей мере отражалась бы история страны, а также прославлялись ее прошлое и настоящее».
Краткая хронология
100-е тысячелетие до н.э. — Палеолит. Родовое общество. Древнейшие известные на сегодня стоянки человека на Волго-Урале.
XIV—XIII тысячелетия — Неолитическая революция. Начало перехода общества к производящему хозяйству.
VIII—V тысячелетия — Начало перехода к родоплеменному строю. Дивергенция (расхождение) современных семей языков. Фо ...
Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф,
цеховые, ремесленные)
Особенность – в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и ...
Кризис университетов 20-х годов
Внутренняя самостоятельность университетов, предоставленная уставом 1804 г., продолжалась недолго. С 20-х годов власти, опасаясь распространения среди молодежи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. Печальную славу приобрели попечители Казанского и Петербургского учебных округов М.Л. Магницкий и ...