Гимны
Страница 7

После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.

В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).

В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).

Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).

Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).

Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:

ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опричнина
Опримчнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие ...

Происхождение денег
Товар - посредник На заре истории люди жили семейными общинами и вели натуральное хозяйство (так в экономической теории обозначается замкнутое локальное производство, при котором люди удовлетворяют потребности продуктами только своего труда). В условиях натурального хозяйства денег не существовало - в них просто не было нужды. На смен ...

Чан Кайши: изгнанник и триумфатор
Китайцы издревле именуют свой мир Поднебесной империей. Хотя и не вполне ясно, какие силы вершили ее судьбы в двадцатом веке, но в ушедшем столетии на китайском небосклоне сияло несколько звезд. В первой четверти века это была звезда отца китайской антимонархической революции Сунь Ятсена, во второй — генералиссимуса Чан Кайши, в треть ...