По Декрету от 14 июля 1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней во Франции, а с 1884 года- официальным национальным гимном Французской Республики, функционирующим и в настоящее время.
После «Марсельезы» гимн становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания. Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся по Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе произошли буржуазные революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А. Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей, славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и единства.
Теперь коснемся вопроса о возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом- песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и нищим.
Друзья Потье собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его «Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов «Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».
В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848- 1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики. Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.
Нами только что были рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.
А вот когда и при каких обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном пособии позже.
А теперь коснемся вопроса о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов (58,112), В. К. Романовский (61,30).
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году. Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях, являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60 труб, а владимиро -суздальцы – 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том, что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода. Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа, благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки, восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине слава! Аминь»
Государственный строй
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.
Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед ...
Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 1950 – середине 1960-х гг.
Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом. Экономическая и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировала ряд важных проблем, требующих решения новым руководством страны.
Одна из таких проблем связана с развитием репрессивной политики конца 40 ...
Предпосылки образования древнего государства в Татарстане
Древняя Восточная Европа. Большинство историков считает, что территорию древней Восточной Европы занимали в основном финно-угорские народы, восточные славяне и тюркские племена. Они прошли свою древнюю историю одновременно с другими народами периферии древнеримской империи (варварскими народами) в I тысячелетии н.э. Древняя Восточноевро ...