Гимны
Страница 10

Львов Алексей Федорович был отличным скрипачом, дирижером. Крупнейшим представителем русского скрипичного искусства первой половины XIX века. Игру Львова однажды слушал композитор Шуман, после чего он написал: «…Если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться» (38,66), (33, 22). Он был близок к царской семье: аккомпанировал на скрипке любившей петь великой княгине Ольге Николаевне, писал музыкальные пьесы для домашних концертов семьи царя (Николай играл на трубе, императрица Александра Федоровна- на фортепьяно, а все семейство любило петь молитвы). Сам Николай I часто посещал дом Львова, был крестным отцом его трех детей: Федора (1842), Прасковьи (1844) и Александра (1846) (38, 29).

В 1838 году А.Ф. Львов жениться на Прасковье Абазе. Свадьба состоялась в Аничковом дворце, и сам Николай I был посаженным отцом жениха (5, 97).

В 1833 году Николай I посетил некоторые страны Европы. Вместе с ним был и А. Ф. Львов. За границей Николая I и его свиту встречали и провожали английским гимном «Боже, храни короля». После возвращения в Россию император якобы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую» (72,182). При этом император поручил написать новый, русский гимн А. Ф. Львову, как одному из близких к нему людей. А мог поручить М. И. Глинке-композитору номер один того времени.

Сам А. Ф. Львов так писал об этом: «В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежи. Все эти условия пугали меня, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова…»(6,5) (38,95):

Боже, царя храни!

Сильный державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

Гимн Львова-Жуковского «Боже, царя храни» отличался своей простотой формы и силой идеи. Он был самым кратким в мире: всего 6 строк и 16 тактов легко западали в душу, без особого труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на троекратный куплетный припев.

Кстати, греческий гимн 1864 года состоял из 158 строк.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Иностранцы писали, что «… величавые звуки несли неотразимое обаяние». Она звучала «величественно и твердо» - именно так было написано на автографе ее создателя.

Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских заведениях (71, 111).

Как видно, Львов сочинил новый российский гимн за один вечер. В этом отношении он уподобился Клоду Жозефу Руже де Лиллю, который тоже написал свою «Марсельезу» за один вечер. За это его современники называли «гением одной ночи». Такое же высказывание можно сделать и в адрес нашего соотечественника - Алексея Федоровича Львова.

Впервые этот гимн официально был исполнен при следующих обстоятельствах. Об этом хорошо написала Н.А. Соболева (61,184): «30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент – Александрийский столп – в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России – «Боже, царя храни»».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Личность Петра I. Внешний облик Петра
Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 200 см (6 футов 7 дюймов)[7] — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время при таком большом росте, он носил обувь 38 размера. Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного ...

Реформы Ивана IV
Восхождение Ивана Грозного к единовластию было долгим и трудным. Оно прошло через различные этапы, каждый из которых был необходимой ступенью этого восхождения. Даже собственная система взглядов царя приобрела законченный вид лишь в начале 60-х гг. До венчания на царство, в годы боярского правления мальчик, а затем юноша великий князь ...

Новое дворянство
Из этих характерных особенностей экономического развития предреволюционной Англии вытекало и своеобразие социальной структуры английского об­щества, которое определило расстановку борющихся сил в революции. Необходимо отметить, что английское общество, как и современное ему французское, делилось на несколько сословий. В своем «Описании ...