Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы
Страница 1

История » Связь экономической истории с историей экономической политики » Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах.

В 1990 г. в целом определился курс в направлении западной демократии; рыночных отношений через приватизацию госсектора и поощрение частного предпринимательства. Данный курс во всех странах сопровождается нарастанием кризисных явлений. Глубина экономического спада в странах восточно-европейского региона выражается в сокращении валового национального продукта в 1990-1992 гг.: в Болгарии почти вдвое, Румынии - на 1/3, Венгрии и Чехословакии - на 1/4, Польше - на 1/5. Еще более масштабным было падение промышленного производства, которое в Болгарии и Румынии уменьшилось более чем вдвое, Венгрии и Чехословакии -на 1/3, Польше - почти на 1/4.

Рыночная трансформация привела к росту безработицы (более 5,5 млн. чел. к концу 1992 г.), обострению проблемы бедности, имущественному расслоению, росту преступности и другим негативным явлениям.

К настоящему времени четко определились различные варианты формирования рыночной экономики, которые содержат как общие, так и специфические черты и принципы, обусловленные различными историческими и национальными условиями этих стран.

В восточно-европейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытка совместить эти противоречивые начала не привела к желаемым результатам. Поэтому с 80-х гг. наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Таким образом, рыночными отношениями охватывалась все более широкая сфера общественного воспроизводства. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода. В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий. К 1983 г. таких предприятий в Венгрии образовалось свыше 3500.

Банкам разрешалось выпускать облигации и акции, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом, формировался акционерный капитал и рынок ценных бумаг. Одновременно - это один из путей приватизации собственности.

В последующие годы происходит постепенное расширение производства в частном секторе. Увеличилось и кооперативное хозяйство при одновременном сокращении доли государственных предприятий.

Несмотря на то, что венгерская реформа началась раньше, существенных изменений для общества она не дала. В 1987-1988 гг. практически не увеличился объем валового национального продукта. В начале 80-х гг. в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В 1988 г. по сравнению с предыдущим цены промышленности увеличились на 4%, розничные - на 15,7%. В этих условиях правительство проводит жесткую финансовую политику и к концу 1991 г. добивается некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен.

В сравнении с другими странами, проводящими реформы, в Венгрии антиинфляционная политика принесла более ощутимые результаты: приток иностранного капитала, рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий. В 1991 г. был принят закон о банкротствах, который устанавливал процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий. Заметно выросла доля негосударственного сектора, которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых. В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4