Однако продолжал сокращаться объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета (в 1993 г. примерно 7% ВНП). Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения. К 1994 г. страна миновала стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике не наступил. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе “Солидарности”. Новое правительство начало форсировать переход к рыночным отношениям. С конца 1989 г. были приняты меры по созданию равновесия на рынке путем отказа государства от контроля за ценами с одновременным ограничением роста заработной платы трудящихся.
В трансформации социалистического общества Польша обратилась к “шоковой терапии”. В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Инфляция в этот период составляла 250%. В этих условиях польское правительство обратилось к жесткой денежно-финансовой политике. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Во втором полугодии 1991 г. цены увеличились лишь на 5-6% в месяц против 69% в январе 1990 г.
Сокращение производства в промышленности - на 24% по сравнению с 1989 г., трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, снижение реальных доходов населения, принудительная приватизация лишь осложняли положение в экономике. Положение усугубляла огромная внешняя задолженность, которая составила 89 млрд. долл. Чтобы погасить задолженность, власти вынуждены были идти на новые займы. Экономические трудности подтолкнули правительство к тому, чтобы весной 1990 г. повысить ставку процента за кредит до 50%, а во второй половине года - до 70-80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Во втором полугодии 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33 трлн. злотых. Политика приватизации шла медленно и нерешительно. То небольшое число приватизированных предприятий не изменило экономическую деятельность, численность работающих, объем производства, в итоге средняя рентабельность этих предприятий снизилась с 20-40% до 8%.
В целом стабилизационная программа помогла сократить инфляцию с 640% в 1989 г. до 35% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВНП увеличилась за 1989-1993 гг. с 28 до 50%.
Положение в Чехословакии до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдается рост национального дохода примерно на 3% в год. Правительство принимало ряд мер, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных затрат, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли.
В 1988 г. были реализованы реформы, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что привело к сокращению аппарата на 20%. В 1989 г. правительство страны принимает курс на свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. было зарегистрировано 339 тысяч частных предприятий.
Однако объём промышленного производства сократился за первый квартал 1990 г. на 3,7%. Розничная торговля, напротив, увеличилась на 8,2% при росте розничных цен на 7,2%.
В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий были неплатежеспособными, их задолженность составляла 80 млрд. крон. Правительство практиковало кредитование лишь рентабельных и военных предприятий. Для этих целей было выделено 1,2 млрд. крон. Ставка процента за кредит оставалась низкой – в 1991 г. 25%.
Информационная война
Сторонников законодательной власти в правительственных и проправительственных СМИ называли "красно-коричневыми", "коммуно-фашистами", "путчистами" и "мятежниками".[14] Сами они себя называли "защитниками Конституции" и "защитниками Парламента". Они также высказывали возражения ...
Типология цивилизаций
Опираясь на последние достижения истории и археологии, Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему. В это число он включает западную цивилизацию, православную (византийскую ортодоксальную), русскую православную, персидскую, арабскую (исламскую), индийскую, дальневосточную, античную (Греко-римскую), сирийскую, китайскую, японо-корейскую, ...
«Сто дней» реформ
После поражения в войне с Японией в китайском обществе все сильнее стали проявляться идеи более радикального реформирования, чем в годы «самоусиления». Главной их целью по-прежнему оставалось превращение Китая в мощную самостоятельную страну, не зависящую ни во внутренней, ни во внешней политике от иностранных держав. В этом объективно ...