Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан
Страница 7

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан

Всероссийский мусульманский военный съезд, начав работу 17 июля, рассмотрел вопрос о месте и роли татарских и башкортских солдат и офицеров в национальном движении. Для координации их деятельности было создано "Харби Шура" (Военный Совет) во главе с прапорщиком Ильясом Алкиным. В состав Совета вошли офицеры У. Токумбетов, Г. Монасыпов, С. Мамлеев, Г. Богоутдинов. Они представляли в основном партию татарских эсеров и работали в тыловых и фронтовых воинских частях, имевших в своем составе солдат татар и башкортов. Было решено создать солдатские комитеты в татарско-башкортских воинских формированиях. В постановлении съезда было сказано: "Если Временное правительство откажет и не согласится с данным постановлением, формировать комитеты явочным порядком".

Съезд татарского и башкортского исламского духовенства, начав работу 18 июля, обсуждал вопрос о месте духовенства в национальном движении. 21 июля открывается II Всероссийский съезд мусульман. В его работе приняли участие представители всех направлений национального движения: партии татарско-башкортских эсеров, Мусульманских комитетов, Мусульманского социалистического комитета, партии татарско-башкортских левых эсеров, татарско-башкортских социал-демократов большевистского и меньшевистского направлений. Несколько позже к ним присоединились делегаты военного съезда и съезда духовенства. II Всероссийский съезд мусульман стал самым широким форумом национального движения и свидетельствовал о консолидации национальных сил перед Октябрьским государственным переворотом.

Съезд выработал общенациональную концепцию национального освобождения. Суть ее заключалась в создании по воле народа тюрко-татарской (татарско-башкортской) национально-территориальной автономии. Съезд поддержал предложение национальных движений других регионов об установлении в России федеративного государственного строя.

Достигнув согласия по этому стратегическому вопросу, делегаты съезда разошлись в определении национально-классовой сущности будущей республики и путях ее реализации. Партия татарских эсеров, мусульманские комитеты, татарские социал-демократы меньшевистского направления, мусульманское духовенство связывали достижение стратегической цели с Временным правительством, верили в его обещание о справедливом решении Учредительным собранием вопросов о федерации и автономии. Мусульманский социалистический комитет, татарские левые эсеры, татарские социал-демократы большевистского направления полагали, что основным условием достижения национального освобождения является замена Временного правительства.

По вопросу о сущности тюрко-татарской (татарско-башкортской) республики либералы оставались верными традициям "Иттифак ал муслимин" и настаивали на том, чтобы она была общенациональной республикой всех классов общества. Садри Максуди заявил: "Российские мусульмане разделяются на узбеков, киргизов, туркмен и на буржуев, рабочих и крестьян . Классовые и национальные различия не могут мешать объединению наций". Радикальное крыло настаивало на том, чтобы национальная республика не только выражала национальное объединение, но и признавала приоритет социально-экономических интересов трудящихся классов — рабочих, солдат, крестьян. Галимджан Ибрагимов в газете "Ирек" эту мысль выразил так. Перед мусульманами стоят две проблемы: 1) решение национального вопроса в сфере политики и культуры; 2) решение социальных, классовых вопросов. По первому вопросу все мусульмане могут идти вместе. Но во втором вопросе — в экономических и классовых отношениях сколько бы усилий вы ни прикладывали, это объединение невозможно. Несмотря на тактические разногласия, съезд выработал и принял такую национальную концепцию, которая в дальнейшем показала свою жизнеспособность. И.Р. Тагиров и Р.К. Валеев назвали ее "казанской платформой". Образование национальной республики стало стратегической целью национального движения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства
Сервий Туллий (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578—534/533 до н. э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальным ...

Шепелевы.
Из больших московских модниц в то время была жена Д. Д. Шепелева, известного впоследствии героя Отечественной войны 812 года; про эту модницу пел бульварный борзописец следующее: Дальше взоры поражает Блеск каменьев дорогих . Шепелева то блистает В пышных утварях своих. Муж гусар её в мундире Себе в голову забрал, Что красавца, к ...

Итоги индустриализации
Претворяя в жизнь политику индустриализации, партия и советский народ превратили нашу страну из ввозящей машины и оборудование в государство, которое самостоятельно вырабатывало все необходимое для строительства социалистического общества и сохраняло свою полную независимость по отношению к окружающему капиталистическому миру. Некогда аг ...