Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан
Страница 8

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан

Народные выступления. Продолжающиеся война и хозяйственная разруха одинаково ухудшали положение русского и татарского народов. Одинаково усиливалась их оппозиция к Временному правительству. Татары (рабочие и крестьяне), независимо оттого, выступали они отдельно или совместно с русскими рабочими и крестьянами, выдвигали общедемократические лозунги: мир, хозяйственная стабильность, сносные условия жизни. У татарских рабочих и крестьян накопились и классово-общие с русскими рабочими и крестьянами требования: земля — крестьянам, 8-часовой рабочий день — рабочим. Наконец, у них сформировалось общее убеждение, что Временное правительство не способно удовлетворить их требования.

Кроме того, у татарского народа (рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенции, духовенства) за последние десятилетия активной социальной жизни выросло национальное самосознание. Татарское национальное движение ставило перед собой политическую задачу — создание самостоятельной национальной республики. Лозунг национального освобождения звучал в выступлениях татарских рабочих и крестьян так же твердо, как и классовые требования. Татарские, рабочее и крестьянское классовые движения, не порывая с классовым движением русских рабочих и крестьян, в то же время вливались в единый поток татарского национального движения. Само же национальное движение становилось выразителем классовых и национальных интересов татарского народа.

Влиятельной силой национального движения в эти годы стала татарская солдатская масса. С вступлением России в мировую войну в армию было мобилизовано большое число татар. В общеармейских частях на фронте и в тыловых гарнизонах они испытывали общие тяготы войны. Феэральская революция не оправдала их надежды на наступление мира, Среди них усилились антивоенные настроения. Ворвалась в их среду и идея национального освобождения, втягивая в национальное движение" По призыву Харби Шура (Национального военного совета), созданного Всероссийским мусульманским военным съездом в июле, в армейских частях на фронте и в тыловых гарнизонах возникли полковые, дивизионные и армейские мусульманские комитеты. По подсчетам И.Р. Тагирова, в июле их было уже 56. Согласно Уставу, разработанному Харби Щура, руководство комитетов переизбиралось каждые четыре месяца и подчинялось Харби Шура. Устав ориентировал на выделение в дальнейшем солдат татар и башкортов в национальные роты, батальоны и полки.

Организацией работы среди солдат занимались в Киевском военном округе Юсуф Музафаров, в Уфе — Ш. Худайбердин, Екатеринбурге — Сахибгарай Саидгалиев. Появились и первые национальные части В Казани были организованы четыре роты в составе четырех дислоцированных здесь цолков. Координацию работы в этих ротах проводили) Вали Шафигуллин и курсант Казанского военного училища Якуб Чанышев. Подобные роты возникли в гарнизонах Уфы, Саратова, Симбирска, Пензы, Одессы. Некоторые из них в таком виде отправлялись на фронт. Вопросами организации национальных частей и их привлечением к национальному движению занимались и политические деятели Мулланур Вахитов, Мирсаид Султангалиев.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Культура в 30-е годы
В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский . С 1930 года было вве ...

Ранние государственные образования древнего Татарстана
Постановка вопроса. Человек как субъект социума постоянно изменялся. Не оставался неизменным и социум. Родовое общество с одними социальными характеристиками (со своей формой управления, своими традициями, духовно-психологическим привыканием людей друг к другу, идеалами, языком) переросло в родоплеменное общество, которому были присущи ...

Западная Индонезия к началу средневековья (V— VII вв.)
Возникновение классового общества на о. Ява, где находились наиболее плодородные и густонаселенные рисоводческие долины, при¬вело к созданию ряда государств. Объединения земледельческих об¬щин с их землями и оросительными системами и родоплеменная знать подчинялись верховной власти монарха-деспота, поддерживаемого жре¬цами. Таким было н ...