Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан

Факт свержения самодержавной монархии и демократические шаги Временного правительства были положительно восприняты обществом и западной демократией. Девятого марта Временное правительство признали США, 11 марта — Великобритания и Франция.

Представители социал-демократов-большевиков во Временное правительство не были приглашены. Произошел раскол в негласном союзе русских социалистов, выступавших ранее против самодержавной монархии за республику. У эсеров новым лозунгом стал "Вся власть Учредительному собранию!" Эсдеки-большевики выступали под лозунгом "Вся власть Советам!" Оказавшись главной оппозиционной силой, партия Ленина стала умело дискредитировать Временное правительство, доказывая на примерах, что оно не альтернатива царскому правительству, а его продолжение. В этом противоборстве Временное правительство все больше теряло свою дееспособность.

Татарское национальное движение после Февраля. Татарское национальное движение, которое по традиции все еще называлось мусульманским, встретило свержение самодержавной монархии с надеждой. Мусульманская фракция 4-й Думы поддержала усилия остальных думцев по созданию Временного правительства. Пользуясь объявленной свободой, полностью легализовалось само национальное движение. Представители партии татарских эсеров (С. Максуди, Ф. Туктаров), татарских социал-демократов меньшевистского направления (Ибрагим Ахтямов, Г. Терегулов), национально-исламские деятели (Абдулла Аианаев) решили создать объединяющий орган — Мусульманский комитет. Как организация либерального национального движения, Мусульманский комитет пришел на смену "Иттифак ал муслимин" еще в 1914 г. Его председателем тогда был известный татарский коммерсант Бадри Апанаев. Теперь речь шла о создании легально действующей сети комитетов по всей России, где проживало татарское население. В марте-апреле прошли татарские национальные собрания, оформившие такие комитеты. В Казани такое собрание состоялось 7 марта под председательством казанского юриста Валидхана Таначева. Председателем комитета был избран Фуад Туктаров. Со 2 июля началось издание газеты комитета "Курултай" (Съезд). Мусульманские комитеты возникли в Москве, Петрограде, Оренбурге, Уфе и в ряде других городов. Стали возникать уездные, волостные мусульманские комитеты, мусульманские комитеты на предприятиях, где жили и работали татары. Деятельность мусульманских комитетов и их Центрального исполнительного комитета поддерживалась татарской периодической печатью — газетами "Йолдыз" (Звезда) в Петрограде, "Кояш" (Солнце) в Казани, "Вакыт" (Время) в Оренбурге, "Иль" (Страна) в Москве. В Уфе возник "Комитет по распространению гражданских идей среди мусульман", возглавляемый Ибн. Ахтямовым и Г. Терегуловым.

Мусульманские комитеты стали зачинателями послефевральско-го периода в татарском национальном движении. Это было время щедрых обещаний Временного правительства, когда татарское национальное движение выражало доверие этому правительству Программа Мусульманского комитета оставалась прежней — достижейие национального освобождения. Реализация программы теперь связывалась не с Конституционной монархией, как это было до Февраля, а/с Временным правительством. Содержание идеи "национального освЬбож-дения" применительно к послефевральскому периоду еще только вьн яснялось, конкретные политические требования национального движения в новых условиях только вырабатывались. Деятели и активисты национального движения выходили на широкую дорогу публичной общественно-политической работы в массах в легальных условиях. На собраниях Мусульманских комитетов, в организуемых одки публичных обсуждениях проблем национального движеййй обычно участвовали и представители радикальных кругов — социал-демократы большевистского направления и левые эсеры. Заседали бурно; > По центральному вопросу — достижению национального освобождения сходились в основном все. Расходились же главным образом в том, чтобы добиваться своих целей в рамках провозглашенной Временным правительством демократической республики (либералы) или путем замены Временного правительства другим (радикалы). Успех же дела национального освобождения зависел от их единства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Семья
По историческим источникам у Ивана Грозного было 8 жен. Из них 4 законных, так как по православным обычаям нельзя вступать в брак более трех раз, но третья жена царя умерла вскоре после замужества девственницей, и церковь разрешила царю, и только ему, жениться в четвертый раз. Могилы законных с точки зрения церкви жен Ивана Грозного нах ...

Причины
Избрание Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из 20-ти первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Ко ...

Политическая система
Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода. За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней – от Верховного Совета до районного и сельского) скрывалась истинная несущая конструкция режима лично ...