Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в российской революции 1917 г.. Демократическая республика Россия и Татарстан

Факт свержения самодержавной монархии и демократические шаги Временного правительства были положительно восприняты обществом и западной демократией. Девятого марта Временное правительство признали США, 11 марта — Великобритания и Франция.

Представители социал-демократов-большевиков во Временное правительство не были приглашены. Произошел раскол в негласном союзе русских социалистов, выступавших ранее против самодержавной монархии за республику. У эсеров новым лозунгом стал "Вся власть Учредительному собранию!" Эсдеки-большевики выступали под лозунгом "Вся власть Советам!" Оказавшись главной оппозиционной силой, партия Ленина стала умело дискредитировать Временное правительство, доказывая на примерах, что оно не альтернатива царскому правительству, а его продолжение. В этом противоборстве Временное правительство все больше теряло свою дееспособность.

Татарское национальное движение после Февраля. Татарское национальное движение, которое по традиции все еще называлось мусульманским, встретило свержение самодержавной монархии с надеждой. Мусульманская фракция 4-й Думы поддержала усилия остальных думцев по созданию Временного правительства. Пользуясь объявленной свободой, полностью легализовалось само национальное движение. Представители партии татарских эсеров (С. Максуди, Ф. Туктаров), татарских социал-демократов меньшевистского направления (Ибрагим Ахтямов, Г. Терегулов), национально-исламские деятели (Абдулла Аианаев) решили создать объединяющий орган — Мусульманский комитет. Как организация либерального национального движения, Мусульманский комитет пришел на смену "Иттифак ал муслимин" еще в 1914 г. Его председателем тогда был известный татарский коммерсант Бадри Апанаев. Теперь речь шла о создании легально действующей сети комитетов по всей России, где проживало татарское население. В марте-апреле прошли татарские национальные собрания, оформившие такие комитеты. В Казани такое собрание состоялось 7 марта под председательством казанского юриста Валидхана Таначева. Председателем комитета был избран Фуад Туктаров. Со 2 июля началось издание газеты комитета "Курултай" (Съезд). Мусульманские комитеты возникли в Москве, Петрограде, Оренбурге, Уфе и в ряде других городов. Стали возникать уездные, волостные мусульманские комитеты, мусульманские комитеты на предприятиях, где жили и работали татары. Деятельность мусульманских комитетов и их Центрального исполнительного комитета поддерживалась татарской периодической печатью — газетами "Йолдыз" (Звезда) в Петрограде, "Кояш" (Солнце) в Казани, "Вакыт" (Время) в Оренбурге, "Иль" (Страна) в Москве. В Уфе возник "Комитет по распространению гражданских идей среди мусульман", возглавляемый Ибн. Ахтямовым и Г. Терегуловым.

Мусульманские комитеты стали зачинателями послефевральско-го периода в татарском национальном движении. Это было время щедрых обещаний Временного правительства, когда татарское национальное движение выражало доверие этому правительству Программа Мусульманского комитета оставалась прежней — достижейие национального освобождения. Реализация программы теперь связывалась не с Конституционной монархией, как это было до Февраля, а/с Временным правительством. Содержание идеи "национального освЬбож-дения" применительно к послефевральскому периоду еще только вьн яснялось, конкретные политические требования национального движения в новых условиях только вырабатывались. Деятели и активисты национального движения выходили на широкую дорогу публичной общественно-политической работы в массах в легальных условиях. На собраниях Мусульманских комитетов, в организуемых одки публичных обсуждениях проблем национального движеййй обычно участвовали и представители радикальных кругов — социал-демократы большевистского направления и левые эсеры. Заседали бурно; > По центральному вопросу — достижению национального освобождения сходились в основном все. Расходились же главным образом в том, чтобы добиваться своих целей в рамках провозглашенной Временным правительством демократической республики (либералы) или путем замены Временного правительства другим (радикалы). Успех же дела национального освобождения зависел от их единства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Модернизация страны, проводимая правительством, расколола общество на сторонников реформ и консерваторов. Наиболее ярко национально-консервативное течение проявило себя в церковном старообрядческом расколе. 1653–1655 годах патриарх Никон провел церковную реформу. Ее суть состояла в исправлении по греческим оригиналам богослужебных кни ...

Корейская война
Мир, разделенный между двумя военными блоками, сотряс первый послевоенный конфликт 25 июня 1950 года – Корейская война. После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-Восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом р ...

Малиновский и Ватковский.
После Гусятникова следует описание двух известных в то время в Москве господ -Малиновского и Ватковского. Вот попович Малиновскиий Выступает также тут. За ним полненький Ватковский, В коем весу тридцать пуд. Он жену ведёт под ручку Наравне с ним толщиной Как на смех, все жирны в кучку Собралися меж собой Малиновский Алекс. Фёд. ...