Средневековая деревня
Страница 4

Крупная земельная собственность зарождается в VII— VIII вв. в виде королевских пожалований земли дружинникам. Чаще король жаловал право поборов с каких-либо участков королевских владений. Такие земли назывались боклэндом (держанием). Право получения доходов с земли вскоре превратилось в право собственности на нее. Крестьяне, хотя и попадали в зависимость от феодалов, сохраняли личную свободу.

Из-за более поздней трансформации родовой общины в территориальную в Англии не появились, подобно Франции, аллоды — свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян. Отчуждаемой (с правом продажи) индивидуальная земельная собственность общинника стала в IX в. Размеры наделов сократились в 5 раз (до 10 акров). Крестьянские хозяйства перестали быть самодостаточными, они все чаще попадали в зависимость от лордов, причем и внеэкономическую. Так возникла феодальная вотчина — манор.

В 1066 г. Англия была покорена норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем. Он добился большей централизованное™ власти, чем во Франции. Широкое распространение получила государственная форма собственности на землю. Порядок землевладения и зависимого положения вилланов (свободных общинников) от господ был регламентирован в "Книге Страшного суда", которая появилась в итоге проведенной в 1086 г. поземельной переписи. Согласно данным этой книги и других документов можно заключить, что в Англии не сложилась, подобно Франции, система феодального вассалитета: —> король —> герцог —> граф —> барон —> рыцарь ("шевалье" с фр.) по формуле "вассал моего вассала — не мой вассал". Все английские феодалы-лорды считались прямыми вассалами короля.

Владельцу вотчины — манора подчинялись ранее свободные общинники. Земельная рента взималась чаще в виде барщины. Манор делился на две части: до 50% составлял домен — господская запашка с применением барщинного труда крестьян. Отработочная рента применялась в крупных вотчинах. Вторую часть манора составляли земли крес-тьян-вг^ланов, которые были сродни французским сервам. Они имели до 30 акров земли, выполняли за нее барщину или вносили оброк в натуральной или денежной форме. Вдвое меньше — до 15 акров было земли у бордарий, еще меньшие наделы — до 3 акров приусадебной земли — имели коттеры. Дворовые-сервы не имели совсем земельных наделов. Оставались еще и фригольдеры — лично свободные крестьяне.

Еще одной особенностью феодализации Англии было отсутствие у ленлордов права на внеэкономическое принуждение зависимых от них крестьян. Король назначал чиновников — шерифов, которые ведали административными, судебными делами и сбором денежных налогов. Наблюдали они за режимом заповедных лесов, регламентировали права охоты.

Недовольство крестьян создавшимся положением выросло в крупное антифеодальное восстание во главе с Уотом Тайлером (1381 г.). В итоге соглашений с властными структурами большинство вилланов в Англии стали лично свободными на рубеже XIV—XV вв. Навсегда было покончено и с барщиной.

Процесс этот как в Англии, так и во Франции получил название коммутация ренты, т. е. перевод ее с барщины на оброк. В результате коммутации ренты: большинство земледельцев становилось лично свободным; крестьяне оставались держателями личных земельных наделов; феодалам ежегодно уплачивался сравнительно небольшой денежный оброк.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Военная реформа
Дворяне и дети боярские проходили "службу по отечеству". В 1550 созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались "служилые люди по прибору"). В "службу по прибору" мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К "пр ...

Зарождение светских госархивов в Древ.Риме
Высшим государственным учреждением Римской республики являлся Сенат, который принимал большинство важнейших экономических и правовых решений, связанных с управлением Римом и римскими территориями. Документы по его деятельности (законопроекты, отчеты, протоколы и др.) хранились в Эрарии — государственном архиве Римской республики. Несмот ...

Церковная реформа
Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей. На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута дого ...