Средневековая деревня
Страница 2

Классическое воплощение система феодализма приобрела во Франции, и несколько позднее — в Англии.

Франкское государство Меревингов, а затем Каролин-гов (по имени их королей — основателей), возникшее в VI в., было одним из самых крупных в ранней средневековой Европе. Оно захватывало территорию современной Франции, Бельгии, Люксенбурга, частично Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании.

Здесь на плодородных равнинах и в поймах рек сохранилась крупная и мелкая земельная собственность римского типа. Об этом есть упоминания в "Салической правде (Lex Salica) — своде законов франков периода правления Хлодвига (VI в). Она представляет собой не только свод законов, регламентировавших хозяйственные отношения, нормы поведения, но и свидетельствует о распаде родовой общины и ее трансформации в сельскую (территориальную). "Салическую правду" можно характеризовать и как свод законов, легитимно обосновывающих существование Франкского государства, а также как свидетельство коллективной экономической мысли того периода.

Исходя из этого свода законов можно заключить, что j франков довольно мирно уживались частное и общественное хозяйства.

Основной массой населения во Франкском государстве были свободные крестьяне, жившие в соседских общинах, литы — полусвободные люди, а также бывшие рабы-вольноотпущенники.

Завоевав Галлию, франки усвоили такие прогрессивные методы обработки земли, как многократную пахоту, прополку хлебов, обмолот цепами, использовали вьючных животных-мулов.

Под влиянием римских порядков общинная собственность на пахотную землю трансформировалась в аллод — наследственную индивидуально-семейную земельную собственность, или собственность малых семей. Община в это время превратилась в территориальную (соседскую) общину-марку.

В VIII в. во Франкском государстве появились бенефиции, которые жаловались королем или иными феодалами (графами, баронами) в пожизненные владения вассалу (рыцарю) без права наследования при условии несения им военной или административной службы. Так складывалась система крупного земельного владения и вассалитета, распространившаяся к VIII—IX вв. и в других странах Западной Европы.

При Карле Великом утверждается политическая система, в основу которой было положено упрочение вассальных связей. С 789 г. он неоднократно обязывал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, которому он бы лично подчинялся и под началом которого должен был воевать.

Именно со времен Карла Великого потомки галло-рим-ских крестьян и германских разорившихся аллодистов превращаются в зависимое крестьянство, позже названное крепостными. Даже в ополчении отныне могли служить не просто рядовые свободные люди, а владельцы трех— четырех земельных наделов. Множество документов IX и до середины X в. свидетельствуют о росте крупной земельной собственности и закрепощении свободного крестьянина. Этот период можно рассматривать как второй этап генезиса феодализма во Франции. В крупные сеньории входило 3—4 тыс. крестьянских хозяйств-держаний (мансов). Барщина зависимых крестьян составляла 2—3 дня в неделю. Это становится формой феодальной земельной ренты, которую феодалы получали от зависимых крестьян, работавших собственным инвентарем в хозяйстве феодала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Гусятников и Орлов.
А Гусятников, купчишка, В униформе золотой, Крадётся он исподтишка В круг блестящий и большой. Жихарев про этого Н. М. Гусятникова рассказывает, что он был большой англоман и только и говорил, что про графа Фёд. Гр. Орлова, который, по его словам, был человек большого природного ума, сильного характера, прост в обхождении и черезвыч ...

Репрессии против военных, расстрелы заключённых
Под руководством Берии в июле-августе 1941 года арестованы многие видные военачальники (Д.Г. Павлов, Григорьев, Н.А. Клич, П.В. Рычагов и др.). Все перечисленные в том же 1941 были расстреляны. Берия был одним из инициаторов бессудных расстрелов заключённых в начале Великой Отечественной войны. ...

Выбор веры
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерн ...