Большинство предметов ремесла, как и раньше, шло на удовлетворение домашнего хозяйства. Военное оружие и снаряжение делались по заказу вождя дружины и дружинников. Возрастал вес предметов ремесла, предназначенных для украшения личной жизни человека. Производство дополнительной продукции земледелия, скотоводства, охоты, а также ремесла поднимает обмен на новый уровень, приводит к рождению зачатков рынка.
Искусство. Искусство, как и разум и речь, проистекает из биологической предрасположенности, заложенной в человеке, и развивается на базе социального опыта. Основанная на разуме речь выражает предметы и явления окружающего мира отвлеченными понятиями. Искусство, рождаемое разумом и чувством, дает представления о них через художественные образы в чувственно-наглядной форме. Искусство такое же древнее, как разум и чувство человека, оно появилось одновременно с речью, развивалось параллельно с ней.
Общей с речью чертой искусства является и то, что оно носит й себе этническую характеристику. Этнические особенности искусства, возможно, начинают формироваться в то же время, когда происходило языковое обособление племени. К этому же времени можно отнести этнохудожественное направление в ремесле. Об этом свидетельствуют предметы искусства, представленные в коллекциях приказанской, ананьинской, пьяноборской, именьковской и других культур. В этих коллекциях, особенно для более раннего периода, много глиняных женских фигур, что связывается с культом женщины. Найденное оружие часто оказывалось украшенным изображениями зверей или хищных птиц. В коллекции ананьинцев представлены костяные головки лося, фигурки литых бронзовых птиц с раскрытыми крыльями, двуглавых и трехглавых птиц и т.д. Найдены образцы геральдики, отражающие характерный для ананьинцев стиль узоров. Встречаются изображения, приближающиеся к магическим символам. Среди личных украшений человека — браслеты и бусы из цветного стекла. Среди бытовых изделий — орнаментированная керамическая посуда.
Духовная культура. Духовная культура человека настолько же древняя, как и материальная. Она не является вторичным, отраженным светом материальной жизни людей, а представляет собой равноправный компонент.образа жизни человека вообще и цивилизации в целом. Духовная культура — продукт той интеллектуальной деятельности человека, в которой преимущественно отражаются его психологические и эмоциональные переживания.
Остовом духовной культуры издревле выступает миропонимание человека в широком смысле этого слова: оценка прожитой жизни и закрепление общепризнанных позитивных уроков этой жизни в виде традиций; ценностные ориентиры на то или иное восприятие социальных явлений современной ему жизни, выраженные в правовых и нравственных нормах; идеалы, нацеливающие человека на будущее. В целом же это миропонимание выражается обобщающим понятием "верования".
Большинство историков склонно считать, что первобытные верования сложились еще в эпоху палеолита, начиная с 50-х тысячелетий до н.э. На первых порах, до возникновения письменности и мировых религий, эти верования людей нашли отражение в искусстве, о чем мы уже говорили, в погребальных обрядах, о чем дает представление изучение могильников, и в мифологии — дошедших до нас устных преданиях того времени. Ученые предполагают, например, что подобные Каповой пещере1 гроты с красочными изображениями могли уже в то время служить местом для совершения ритуальных обрядов как предвещающих (перед охотой), так и отмечающих (после охоты) удачу. Люди верили в магические силы, обеспечивающие удачу.
Древнейший человек уже тогда был расположен мыслить философски и старался вникнуть в суть своей жизни. Веруя в свое бессмертие, он строил гробницы, устанавливал и выполнял определенные погребальные обряды. Как свидетельствуют исследованные могильники, хоронили умерших с украшениями, оружием, орудиями труда, запасами пищи. Следовательно, уже тогда сложилась вера в "мир мертвецов". Тела погребаемых обсыпали кровавиком — природной минеральной красной краской, заменяющей, как думали, кровь — источник жизни, вместилище души.
Первый съезд Ганзы. Принципы организации союза.
Относительно тех переговоров, которые предшествовали более тесному союзу городов, получивших впоследствии название ганзейских, никаких сведений до нас не дошло, кроме того, что в 1260 г. в Любеке состоялся первый общий съезд представителей Ганзы, при чем, однако, даже год этого важного события в точности не известен. Сведения, касающиес ...
«Пусть будет в будущем по ленинградцам равняться самый смелый человек!»
Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы (первые из них датируются 4-м сентября 1941 года) и удары с воздуха (хотя впервые вражеские самолёты пытались проникнуть в городскую черту ещё в ночь 23 июня, но прорваться туда им удалось лишь 6 сентября). Однако германская авиация ...
«Джоконда»
«Мне удалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества.
Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года.
Вот что пишет об этой ра ...