Древнейшая северотюркская цивилизация
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Древнейшая северотюркская цивилизация

Большинство предметов ремесла, как и раньше, шло на удовлетворение домашнего хозяйства. Военное оружие и снаряжение делались по заказу вождя дружины и дружинников. Возрастал вес предметов ремесла, предназначенных для украшения личной жизни человека. Производство дополнительной продукции земледелия, скотоводства, охоты, а также ремесла поднимает обмен на новый уровень, приводит к рождению зачатков рынка.

Искусство. Искусство, как и разум и речь, проистекает из биологической предрасположенности, заложенной в человеке, и развивается на базе социального опыта. Основанная на разуме речь выражает предметы и явления окружающего мира отвлеченными понятиями. Искусство, рождаемое разумом и чувством, дает представления о них через художественные образы в чувственно-наглядной форме. Искусство такое же древнее, как разум и чувство человека, оно появилось одновременно с речью, развивалось параллельно с ней.

Общей с речью чертой искусства является и то, что оно носит й себе этническую характеристику. Этнические особенности искусства, возможно, начинают формироваться в то же время, когда происходило языковое обособление племени. К этому же времени можно отнести этнохудожественное направление в ремесле. Об этом свидетельствуют предметы искусства, представленные в коллекциях приказанской, ананьинской, пьяноборской, именьковской и других культур. В этих коллекциях, особенно для более раннего периода, много глиняных женских фигур, что связывается с культом женщины. Найденное оружие часто оказывалось украшенным изображениями зверей или хищных птиц. В коллекции ананьинцев представлены костяные головки лося, фигурки литых бронзовых птиц с раскрытыми крыльями, двуглавых и трехглавых птиц и т.д. Найдены образцы геральдики, отражающие характерный для ананьинцев стиль узоров. Встречаются изображения, приближающиеся к магическим символам. Среди личных украшений человека — браслеты и бусы из цветного стекла. Среди бытовых изделий — орнаментированная керамическая посуда.

Духовная культура. Духовная культура человека настолько же древняя, как и материальная. Она не является вторичным, отраженным светом материальной жизни людей, а представляет собой равноправный компонент.образа жизни человека вообще и цивилизации в целом. Духовная культура — продукт той интеллектуальной деятельности человека, в которой преимущественно отражаются его психологические и эмоциональные переживания.

Остовом духовной культуры издревле выступает миропонимание человека в широком смысле этого слова: оценка прожитой жизни и закрепление общепризнанных позитивных уроков этой жизни в виде традиций; ценностные ориентиры на то или иное восприятие социальных явлений современной ему жизни, выраженные в правовых и нравственных нормах; идеалы, нацеливающие человека на будущее. В целом же это миропонимание выражается обобщающим понятием "верования".

Большинство историков склонно считать, что первобытные верования сложились еще в эпоху палеолита, начиная с 50-х тысячелетий до н.э. На первых порах, до возникновения письменности и мировых религий, эти верования людей нашли отражение в искусстве, о чем мы уже говорили, в погребальных обрядах, о чем дает представление изучение могильников, и в мифологии — дошедших до нас устных преданиях того времени. Ученые предполагают, например, что подобные Каповой пещере1 гроты с красочными изображениями могли уже в то время служить местом для совершения ритуальных обрядов как предвещающих (перед охотой), так и отмечающих (после охоты) удачу. Люди верили в магические силы, обеспечивающие удачу.

Древнейший человек уже тогда был расположен мыслить философски и старался вникнуть в суть своей жизни. Веруя в свое бессмертие, он строил гробницы, устанавливал и выполнял определенные погребальные обряды. Как свидетельствуют исследованные могильники, хоронили умерших с украшениями, оружием, орудиями труда, запасами пищи. Следовательно, уже тогда сложилась вера в "мир мертвецов". Тела погребаемых обсыпали кровавиком — природной минеральной красной краской, заменяющей, как думали, кровь — источник жизни, вместилище души.

Страницы: 1 2 3 4 5

Спарта – могучий греческий город–государство
Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на бе ...

Архитектура
В архитектуре происходит расцвет стиля модерн (новый). Архитекторы стремятся использовать новые материалы и придать им художественную выразительность (Щусев, Шехтель). ...

Формирование городского самоуправления г. Воронежа 1870 – 1892 гг . Городское самоуправление перед введением Городового положения 1870 г.
До реформы 1870 г. в большинстве городов России формально действовало Городовое Положение 1785 г., а точнее Жалованная грамота городам, которая была учреждена Екатериной II 21 апреля 1785 г1. и установила, что в думах должны иметь представительство горожане всех сословий, занесенные в «Городскую обывательскую книгу» в одну из шести кате ...