Древнейшая северотюркская цивилизация
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Древнейшая северотюркская цивилизация

Крупным социальным изменением стало возникновение новой формы общности людей — племени. Племена представляли собой объединение близких друг другу сельских общин, возглавляемых старейшинами. Последние выделялись среди остальных членов общины личной силой и смелостью, храбростью и смекалкой, а также опытом и умением передавать свой опыт собратьям. Они составляли совет старейшин племени. При их участии собрание авторитетных членов племени — жиен — приглашало для управления делами племени вождя (князя-эмира) с его дружиной (военным отрядом). Приглашенный эмир действовал согласно традиционному праву и сообразно желанию племени. Такая система управления в истории названа военно-племенной демократией.

Для племени характерны свой язык, собственное имя и особая территория. Переломным в развитии языка многие ученые считают эпоху неолита и энеолита (переход от камня к бронзе, или медный век) — VII—VI тысячелетие до н.э., когда происходит формирование многих нынешних языковых семей. Отдельные тюркологи считают, что примерно в VIII—V тысячелетии до н.э. началось выделение тюркской семьи языков. Во всяком случае, племена Волго-Урала во II тысячелетии до н.э. уже различались по языку (северотюркские и финно-угорские). Соответственно локализовались территории, отличавшиеся самобытностью языков своих племен.

Если люди раннего родового строя Волго-Урала являются общими предками волжан и уральцев, то местные северотюркские племена развитого родового общества выступают общими предками трех тюркских народов — татарского, чувашского и башкортского. Тюркские племена Волго-Урала в исторической науке рассматриваются как северные тюрки или европейские тюрки Северо-Востока Восточной Европы. Северотюркские племена стояли у истоков местной тюркской цивилизации, которая стала частью общетюркской исламской цивилизации.

Территория расселения северотюркских племен. Археологические исследования свидетельствуют, что в эпоху развитого родового общества, в условиях перехода от родовой организации к сельской общине и племенной структуре управления, различные территории Волго-Урала отличались не только природными и хозяйственными особенностями, но и по языку населения, т.е. по его этническому составу. В определении культуры жизни людей появился еще один показатель — этнический.

Ученые попытались провести примерную линию территориального размежевания между северотюркскими и финно-угорскими племенами. Эта далеко не совершенная линия помещает финно-угорские племена (предков мордвы, мари, удмуртов) в относительно северную, лесную и луговую географическую зону. Одновременно фиксируются их связи с финно-угорскими племенами на Западе (коми, ненцы — до Финляндии) и финно-угорскими племенами этого же географического уровня Зауралья, северной Сибири. Северотюркские племена (предки татар, башкортов, чувашей) оказались относительно южнее, в предгорьях Среднего и Южного Урал тау, в лесостепной, луговой и степной зоне бассейнов рек Камы, Средней Волги и Самары, до реки Урал (Жаяк). Здесь они создали свой первобытный очаг цивилизации, вернее, локальную культуру.

Довольно подробно изучена археологами приказанская культура И—I тысячелетия до н.э. по раскопкам у сел Займище, Большие Отары, Атабаево и др. Примыкая по своему характеру к культурам Прикамья и Приуралья, она в то же время выходила со своими связями к культурам Волго-Окского междуречья (фатьяновской культуре). КI тысячелетию до н.э. относится ананьинская культура Прикамья, выявленная по раскопкам у села Ананьино Елабужского района. Образ жизни местных племен конца I тысячелетия до н.э. — начала I тысячелетия н.э. характеризует пьяноборская культура, изученная по раскопкам у села Пьяный Бор (Красный бор), и именьковская культура, открытая у села Именьково (Имэнкискэ) Лаишевского района. Особо следует сказать о древнейшей культуре Булгара и Биляра. Древнебулгарская культура выросла именно на этой, подготовленной древнейшими северотюркскими племенами, почве.

Археология Татарстана еще молода. Тем не менее она сумела открыть завесу над культурой жизни древнейших северотюркских племен, живших на сплошной территории от предгорий Урал тау до Вол-жско-Окского междуречья, опускаясь по Волге до реки Самара.

Страницы: 1 2 3 4 5

Расцвет Ганзы и ее упадок. Войны против Дании
В 1362 г. начались войны Ганзы против Вальдемара III, который создал величие и могущество Дании. В том же году был занят остров Готланд. Висби, и германское подворье в нем были разграблены, при чем было пролито много крови. Тогда Ганза заключила союз со Швецией и Норвегией; в начале мая ганзейский флот появился в Зунде, но союзники Ганз ...

Развитие культуры России в первой половине XIX века
На развитие русской культуры первой половины XIX века оказали большое влияние два события: Отечественная война 1812 года и развитие национального самосознания. С 1804 года завершилось создание системы образования.Страна разделена на 6 учебных округов. Во главе округа стоял университет. Низшей образовательной ступенью стала церковноприх ...

Болховская.
Французские новые моды перешли к нам в конце позапрошлого столетия. Первые поклонницы мод произвели на улицах целую сенсацию. Одна из таких модниц -это жена известного тамбовского помещика и коннозаводчика Болховская; вот что писал о неё бульварный песнопевец: Вот летит и Болховская, Искрививши правый бок, Криворукая, косая, Точно ...