Древнейшая северотюркская цивилизация
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Древнейшая северотюркская цивилизация

Неолитическая революция. Понятие "неолитическая революция" вводит в науку академик Н.Н. Моисеев (1992). По его мнению, эпоха неолита (XIII—VI тысячелетия до н.э.) ознаменовала собой коренной поворот в развитии Земной цивилизации. Суть этого поворота заключалась в переходе Homo sapiens от образа жизни собирателей к образу жизни производителей. Если палеолитическую эпоху собирателей (по Моргану — эпоха дикости или ранний родовой строй) можно рассматривать как подготовку собственно Земной цивилизации, то эпоху неолитических производителей (по Моргану - развитое родовое общество) следует оценивать как начало становления этой цивилизации.

Среди 22 региональных неолитических культур V—II тысячелетия до н.э. ученые называют и Уральскую культуру, которая в IV—II тысячелетии до н.э. соседствовала на Западе — с культурой лесной зоны Восточной Европы III—II тысячелетия до н.э., на Востоке — с Байкальской культурой IV—II тысячелетия до н.э., на Юге - с культурой При-аралья (кельтеминарская культура IV тысячелетия до н.э.). В эту же эпоху происходит переход, по выражению Карла Ясперса, к "великим культурам древности" (Египет, Двуречье, Инд, Хуанхе, античность).

Эпохи неолита, бронзы и железа. Формирование производящего хозяйства и переход к развитому первобытному обществу в Татарстане начались в эпоху неолита (нового каменного века). Профессор А.Х. Халиков считает, что эпоха эта наступила у нас несколько позже - около VI тысячелетия до н.э. От этого времени в Татарстане сохранилось более сотни поселений древнейших людей, выявленных на Волге, Каме и их притоках. Сюда относятся Гулькинская стоянка в устье р. Утка, стоянка у села Займище (на Волге) и стоянка у села Мурзиха (на Каме). Найденные здесь предметы и орудия - искусно отточенные каменные и костяные наконечники стрел, вделываемые в деревянные рукоятки лезвия ножей из кремня, копья с каменными и костяными наконечниками, каменные зернотерки, костяные мотыги свидетельствуют о высоком мастерстве их изготовителей. Выдающимися достижениями людей этой эпохи явились совершенствование изготовления лука и стрел, а также глиняной посуды, изобретение технологии шлифования, пиления и сверления камня, способа приготовления пищи с помощью огня, переработки для своих нужд продуктов охоты — шкур, костей, рогов.

В начале II тысячелетия до н.э. на территории Татарстана вступает в свои права эпоха бронзы, а в начале I тысячелетия до н.э. — эпоха железа. Археологическая карта Татарстана и соседних республик и областей России фиксирует исследованные поселения древнейших людей в бассейнах Волги и Камы, а также их притоков — Вятки, Ижа, Ика, Черемшана, Меши, Казанки, Сумки, Свияги, Суры и т.д. Найденные здесь и исследованные предметы и орудия подтверждают переход человека от обработки готового материала (камень, глина, кость, дерево) к созданию новых материалов путем выплавки меди, бронзы, железа. Среди находок археологов появились стрелы и копья с бронзовыми, а затем и железными наконечниками, бронзовые топоры и кельты с деревянными ручками, металлические мотыги, короткие железные мечи и кинжалы. Керамическая посуда была чаще разрисована узорами, имела изображения животных, птиц, рыб. Часто встречаются предметы украшения — костяные, бронзовые, железные, иногда серебряные и золотые.

Северотюркские племена Волго-Урала. С переходом к производящему хозяйству население региона становится многочисленнее. Расширяются зоны освоенной территории, охватывая предгорные, долинно-луговые, лесные, лесостепные и степные районы.

Происходят перемены в социально-экономической жизни людей. Родовые общины продолжают оставаться основными общественными и производственными ячейками. Матриархат сменяется патриархатом. Прежнее разделение труда членов общины по возрасту и полу (на собирателей и охотников) уступает место более сложному. Главными в хозяйстве становятся земледелие вместе с пастбищным и стойловым животноводством. Подчиненными и вспомогательными становятся охота, собирательство, домашнее ремесло.

Страницы: 1 2 3 4 5

Мир 1555 года в Амасье
Уже на обратном пути из Нахчевана султан Суйман дал указание своему главному визирю Мухам-лу-паше готовить переговоры о мире. Был произведен обмен высокопоставленными пленниками. 29 мая 1555 года в Амасье подписан первый в истории двух государств мирный договор. Это дает веское основание считать все военные действия между Турцией и Сефе ...

Некоторые факты из жизни ганзейцев
Горожане ревностно охраняли добытую ими независимость. Общеизвестной поговоркой было: "Городской воздух - это свобода". Если крепостному удавалось бежать в город и там прожить, не выходя за его стены, ровно год и один день, он уже не являлся чьим-то имуществом. Так что распространение Любекского права представляло собой подрыв ...

Гербъ рода Тургеневыхъ
В щите, имеющем широкое поле, изображены три золотые ше­стиугольные звезды и серебряный единорог, имеющий золотые копы­та и рог. Щит увенчан обыкновен­ным дворянским шлемом с дво­рянской на нем короной и тремя страусиновыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный се­ребром. ...