В системе организации внешних связей Республики Татарстан особое место занимал Департамент внешних связей Президента Республики, который выступал координатором всех сторон международной деятельности Татарстана. Департамент вносил существенный вклад в успешное осуществление программ международного сотрудничества в области экономики, науки и культуры, в реализацию двухсторонних и многосторонних связей на всех уровнях и интересах Республики, укрепление международного авторитета Татарстана. Причем акцент делался не столько на расширении международных контактов, сколько их эффективности. Укрепляя международное сотрудничество на традиционно приоритетных для республики направлениях — с партнерами из государств СНГ, стран Европы и государств Ближнего Востока — Татарстан становился участником процессов глобализации, вносил весомый вклад в реализацию новой Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации. Основным источником эффективного роста экономики и источником ее модернизации являлись инвестиции. В Татарстан приглашались крупные транснациональные компании к открытию своих филиалов и созданию совместных производств. Формировалась положительная репутация республики в мировом сообществе. Международные рейтинговые агентства дали высокую оценку изменениям, произошедшим в инвестиционном климате республики. Произошли изменения в структуре иностранных инвестиций. До 2007 г. в них традиционно преобладали вложения в нефтехимическое производство — около 70%. В 2007 г. ситуация изменилась, и около половины иностранных инвестиций была направлена на пищевую промышленность. Темп роста иностранных инвестиций составил 40%. Продолжался процесс развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга". На ее территории к 2008 г. было зарегистрировано семь компаний, пять из них развернули производственные мощности.
Отличительной чертой международного сотрудничества Татарстана стала высокая интенсивность контактов на высшем уровне, а также ряд крупных мероприятий с участием иностранных делегаций.
Основным принципом развития внешних связей республики было сочетание интересов Востока и Запада, причем не только в экономическом плане, но и с точки зрения культуры, а также диалога различных религий. Казань, являясь крупным научным центром России и Татарстана, становился местом проведения крупных международных мероприятий, таких как международный форум по проблемам инвестиций, подготовленный совместно с финансовой группой "Еврома-ния", XVI Международной научной конференции Академии наук исламского мира, Международной инвестиционной конференции, организованной совместно с Исламским банком развития, при поддержке Организации Исламской Конференции (ОИК) и МИД РФ, Молодежный форум ОИК "За диалог и сотрудничество". Этапным событием внешней деятельности республики стало проведение в Казани Ежегодного заседания Совета управляющих Банка реконструкции и развития, что придало новый импульс реализации совместных проектов Татарстана с зарубежными партнерами. Казань становится также центром евразийского сотрудничества. Столица Татарстана при- . обрела всемирную известность как город религиозной толерантности и межэтнического согласия. Здесь успешно действуют штаб-квартиры международных организаций — Всемирной организации объединенных городов и местных властей и Организации городов Всемирного наследия.
Одним из звеньев структуры государственных органов власти Татарстана по взаимодействию с федеральными органами власти и зарубежными дипломатическими представительствами в Москве явилось Полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации, приоритетными направлениями работы которого были: обеспечение практического взаимодействия с высшими органами государственной власти и управления Республики Татарстан и высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации по вопросам, представляющим интерес для Татарстана и его граждан; установление и развитие деловых контактов и связей с дипломатическими, торговыми и культурными представителями и миссиями иностранных государств, международными организациями, иностранными фирмами и компаниями; содействие в подготовке зарубежных визитов руководителей, государственных и правительственных делегаций Республики Татарстан, согласование в соответствующих федеральных органах власти и зарубежных представительствах проектов программ пребывания делегаций, подписываемых ими документов, обеспечение делегаций необходимыми информационно-справочными материалами. Полпредство РТ в РФ в целом, наряду с выполнением важных функций внутреннего характера, выступало в качестве основного связующего звена между Москвой и Казанью в международной деятельности Республики Татарстан, являясь важным элементом в реализации программ внешних связей Республики. В 1997 г. состоялся II Всемирный конгресс татар, который реально закрепил начало единого татарского мира. Устав Конгресса наделил его Исполнительный комитет правами для работы среди татарского населения всей планеты. В республиках и областях Российской Федерации активно начали работать татарские национальные организации, большинство которых изъявили желание войти в состав Конгресса.
Воцарение династии Романовых. Конец «Смутного времени».
Подготовка к избирательному Земскому Собору
Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла собой э ...
Татарстан в составе Российской Империи. Русская
колонизация Татарстана
Особенности русской колонизации. Понятие "колонизация" в словарях объясняется двояко: заселение пустующих окраинных земель; превращение какой-либо страны в объект эксплуатации путем ее завоевания. Это — классические формы колонизации. Западноевропейские страны начали реализовывать свою колониальную политику в XVI в. Объектом к ...
Высшее образование при Александре I
Придя к власти, Александр I продолжил проведение в России образовательные реформы. Но она была не самоцелью, так как для ускорения темпов развития страны нужен был рост социальной активности общества. Образование было одним из способов пробудить социальную мобильность населения, но его необходимо было подкрепить и другими действиями. Пр ...