Татарстан - субъект Российской Федерации
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан - субъект Российской Федерации

Экономика. Наибольшим завоеванием для Татарстана была экономическая самостоятельность, закрепление за республикой ее собственности. По достоинству это можно оценить, памятуя, что при СССР только два процента собственности принадлежало республике. По экономическому соглашению с федеральным центром начала 1992 г. Татарстан получил свою долю в нефтедобывающей и нефтехимической промышленности республики, включая небольшую квоту сырой нефти для продажи на мировом рынке, а также на КамАЗе, некоторых других предприятиях, за исключением предприятий военно-промышленного комплекса. Последние целиком оставались собственностью России. В ходе приватизации появилось много частных предприятий татарстанцев в отраслях торговли, общественного питания, обслуживания населения. Акции более крупных предприятий частями перешли в распоряжение Республики Татарстан, федерального центра, в частные руки работников самих предприятий, а также других граждан Татарстана, вложивших туда свои ваучеры. Возникли национальный банк Татарстана, акционерные банки, рынок ценных бумаг, появились республиканские транспортные предприятия — Татавто-транс, Татфлот, Татаэрофлот, Международный аэропорт. Становление национальной экономики республики сопровождалось созданием эффективной, приспособленной к рыночному хозяйству системы управления. Стали функционировать производственные объединения, акционерные общества, холдинговые компании, торговые дома, биржи. Была выработана концепция государственного (РТ) регулирования национальной экономики республики.

Промышленный профиль Республики Татарстан — химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность. На территории республики особо выделяются три промышленных района: северо-западный, основой которого служит Казанско-Зеленодольская городская агломерация. Ведущими отраслями промышленности района являются машиностроение, химическая и легкая промышленность; индустриальный северовосточный с ядром в Набережно-Челнинско-Нижнекамской городской агломерации со специализацией на автомобилестроении, химической промышленности и электроэнергетике и юго-восточный нефтедобывающий с развивающимся машиностроением.

Повысился удельный вес предприятий добывающей промышленности и сектора первичной переработки сырья (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти). В республике добывается около 32 млн. тонн нефти в год. Появился новый важный раздел по "тяжелой нефти". Если прежде это направление осмысливалось больше в теоретической плоскости, то с 2006 г. в республике начала функционировать экспериментальная скважина и появилось более конкретное видение развития добычи и переработки "тяжелой нефти". Несмотря на то, что республика была нефтедобывающей последние 60 лет, она неимела собственных производств переработки на топливо. Ранее углеводородное сырье добывали в одном месте, а перерабатывали в другом, наращивая непроизводительные затраты на перевозку сырой нефти. Теперь во главу угла ставилась экономическая, рыночная эффективность кооперационных процессов. Поэтому становление топливной промышленности в республике одновременно являлось и стратегической задачей. Условия для этогобыли. В частности, имелась уже готовая площадка — один из крупнейших нефтехимических центров России — г. Нижнекамск. В этот центр входили ОАО "Нижнекамск-нефтехим", перерабатывающее около 7 млн. тонн нефти в год, и ОАО "Нижнекамскшина", выпускающее порядка 9 млн. шин в год. Мощности в Нижнекамске рассчитаны на строительство ряда предприятий по выпуску видов топлива мирового качества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6