В поисках национального лица автономии
Страница 6

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » В поисках национального лица автономии

В середине 20-х гг. появилась инициатива по переводу татарской национальной письменности на основу латиницы. Возникло общество "Яналиф". Сначала к подобным предложениям общественность отнеслась настороженно. Многие высказывались против. Не хотелось терять культурное богатство, зафиксированное арабской письменностью.

Тем не менее такой переход состоялся. Он ознаменовал дальнейшее углубление татарского национального самосознания, пробуждение сознания общетюркского единства. Многие деятели татарского национального движения, в частности Гаяз Исхаки, еще раньше призывали, наряду с пониманием важности татаро-русского объединения, не забывать значения опыта других тюркских народов в возрождении татарской нации, ее культуры. Наиболее преуспевающей в тюркском мире страной тогда была Турция, принявшая латиницу. За ней следовал Азербайджан. В Татарстане делопроизводство в государственных, кооперативных учреждениях и общественных организациях на латинский алфавит переводится с февраля 1929 г. На новый алфавит перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения. Правда, в тех сложных условиях коммунистического наступления на дореволюционное культурное наследие нерусских народов переход к латинице сопровождался большими культурными потерями. Татарское население оказалось в значительной степени изолированным от своего исторического культурного наследия, поскольку на латинице оно не переиздавалось.

Пятилетие Татарской АССР. В 1925 г. было отмечено пятилетие со дня образования Татарской АССР. Наиболее существенным итогом стало то, что единая татарская национальная жизнь отныне стала протекать на двух территориально-государственных полях. Национальная жизнь меньшей части татарского населения шла в рамках завоеванной татарским национальным движением национально-территориальной автономии (ТАССР). Национальная жизнь большей части татарского населения формировалась в рамках смежных с ТАССР русских губерний и национально-территориальных автономий других нерусских народов.

Тем не менее на всей территории своего проживания в Советском Союзе татарская нация сохраняет свое единство — единство национального языка, национальной культуры, национальной духовной жизни, традиций национальной истории. Свою роль в духовном объединении нации продолжало играть татарское мусульманское духовенство. В 1922 г. муфтият (Ризаэддин Фахреддинов) получил разрешение завершить строительство в Казани Закабанной мечети. В 1926 г. состоялось ее торжественное открытие. Татарская национальная государственность в лице Татарской АССР воспринимается как государственность всего татарского народа. Однако у официальной союзной власти формируется несколько иной взгляд. Понятие Татарстан официально закрепляется только за территорией ТАССР. Изучение послереволюционной государственной истории татарского народа, татарской нации ограничивается историей Татарской АССР, хотя татарские культурологи изучение национального языка, национальной культуры продолжают вести в общенациональных рамках.

По официальным данным, за первое пятилетие своего существования ТАССР прошла значительный путь восстановления народного хозяйства, состоявшего тогда из национальной экономики (экономики единичных крестьянских хозяйств и татарского нэпмановского предпринимательства) и экономики, сосредоточенной в распоряжении Союзной власти. В 1925/26 хозяйственном году посевные площади составили более 98% от уровня 1913 г., собранный урожай зерновых — 71,1%. Поголовье мелкого скота почти достигло довоенного уровня, поголовье лошадей и коров составило около двух третей от уровня 1913 г. Основную причину медленного восстановления сельского хозяйства следует видеть в федеральной политике преимущественного развития государственной промышленности за счет индивидуального сельскохозяйственного производителя. Крупная (цензовая) промышленность республики, перешедшая полностью в распоряжение Федеральной власти (текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная, жиро-мыловаренная, пищевая, строительная, деревообрабатывающая, полиграфическая, энергетическая), в 1925 г. давала 70% довоенной продукции. В промышленности республики было занято около 14 тыс. рабочих, из которых одну пятую составляли рабочие-татары. Несколько сократилась доля татарского населения республики. По переписи 1926 г. все население ресцублики составляло 2 915 277 человек. Татар было 1 266 818 человек (48,9%), русских — 1 116 005 человек (43,1%). Процент татар уменьшился в основном за счет выехавших из республики в поисках работы, процент русских увеличился за счет прибывших в республику на работу на союзных промышленных предприятиях, в советских и партийных учреждениях. Среди городского населения татары составляли 23,6%, русские — 72, 9%. Большинство татар занималось сельским хозяйством. Среди сельского населения они составляли 54,2%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Идейно-политическая борьба в обществе, в коммунистической партии в 20-е годы
Проиграв выборы в Учредительное собрание (6 января 1918), большевики установили режим пролетарской диктатуры. Это, а также подписанный унизительный Брестский мир (март 1918), стало одной из причин, спровоцировавших гражданскую войну (1918-1920). Во время войны и послевоенного восстановления экономики выборные органы, Советы, утратили ре ...

Социальные движения в XVII веке. Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Современники назвали XVII век «бунташным », так как народные восстания часто потрясали страну. При изучении социальных движений XVII века надо иметь ввиду, что они порождались не классовыми противоречиями, а совокупностью социальных, национольных и религиозных причин, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII–XVIII ...

Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)
Особенность – в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и ...