В поисках национального лица автономии
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » В поисках национального лица автономии

Трудное начало. В начале XX в. татарская нация располагала необходимыми экономическими, культурными и кадровыми возможностями для установления и развития своей национальной государственности, могла внести свою положительную лепту в дело демократического преобразования России. Российская революция 1917 г. и Гражданская война осложнили положение татарского национального движения.

Само национальное движение было обескровлено. Невероятно пострадала национальная культура. Национальное хозяйство, разоренное почти семилетней войной, было окончательно разрушено национализацией. На базе такого печального наследия начало свою работу правительство С. Саидгалиева.

В результате уточнения границ по линии, указанной Федерацией, к 1 мая 1921 г. определилась территория республики. Административная комиссия при правительстве внимательно рассматривала заявления татарских и других селений с выражением желания и согласия перейти в состав Татарской республики, согласовывала этот вопрос с администрацией губерний, в состав которых ранее они входили. Одновременно формировалась местная администрация республики. Всего было создано 13 кантонов (административных районов): Арский, Бу-гульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский, Чистопольский, Елабужский, Чел-нинский и Агрызский. В статусе городов были: Казань, Чистополь, Мензелинск, Бугульма, Буинск, Тетюши, Мамадыш, Лаишев, Спасск, Свияжск. Из 2892 тыс. человек населения 2639 тыс. проживало в сельской местности.

В декабре 1920 г. на сессии ЦИК республики было принято Положение о власти. Съезд Советов Татарстана, избираемый из расчета один делегат на 10 тыс. жителей, объявлялся высшей властью ТАССР. Съезд избрал ЦИК в составе 50 членов, представляющий орган власти республики между съездами Советов. ЦИК объявлялся законодательным, распорядительным и контрольным органом ТАССР, ответственным перед съездом Советов Татарстана и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Параллельно сложился непредусмотренный законом порядок, когда любое решение республиканских органов предварительно получало "добро" местного областного комитета РКП(б). Несогласованное с обкомом партии решение обычно опротестовывалось перед ЦК РКП(б) и там, как правило, отвергалось.

Был создан механизм взаимодействия республики с Федеральными органами власти. Для этого взаимодействия было учреждено Представительство Татарстана при Наркомнаце РФ. Возглавил Представительство назначенный на этот пост Президиумом ЦИК ТАССР М. Султангалиев.

Республиканские органы власти (ЦИК, СНК) ориентировались на большее удовлетворение национальных интересов — более интенсивное возрождение национальной государственности, национальной экономики, национальной культуры. Претендующий на роль единственного верховного представителя Федеральной власти в республике местный областной комитет РКП(б), напротив, под видом верховенства интернациональных интересов над национальными- на первый план ставил интересы центра. Принимаемые в этих условиях решения давались трудно. Часто эти решения, принимаемые при непосредственном вмешательстве Центра, оказывались не в пользу национальных интересов республики.

За спасение от голода. Первый год автономии Татарстану не принес облегчения. Продолжалась Гражданская война. Хозяйство было разорено. В 1920 году в Казанской губернии было собрано всего одна пятая урожая 1909 г. Бедственным было и положение в районах, вошедших в состав республики из других губерний. Республика получила предписание Центра сдать государству 10120 тыс. пудов хлеба. Задание было выполнено благодаря крайним мерам Татпродсовещания (председатель В.В. Кураев), Комиссариата по продовольствию республики (нарком А. С. Изюмов). Кроме того, к концу декабря было заготовлено мяса — свыше 380 тыс. пудов, картофеля — 1652 тыс. пудов, яиц — свыше 17 млн штук, масла — около 11 тыс. пудов, меда — 8 880 пудов. В течение 1920 г. было сдано государству кож — 227 344 штук, шерсти — 13 276 пудов, льна — 4 838 пудов, пеньки- — 4 639 пудов. Швейные и обувные предприятия поставляли армии обувь и обмундирование. В октябре был произведен гбор теплых вещей для фронтовиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вторая пятилетка
В январе-феврале 1933г. XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933 – 1937гг. В нём среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5% (против 30% в первой пятилетке). Были учтены просчёты в развитии лёгкой промышленности, которая теперь по среднегодовому росту производства ...

Реформы Сервия Туллия
Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни. Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те в ...

Предпосылки образования древнего государства в Татарстане
Древняя Восточная Европа. Большинство историков считает, что территорию древней Восточной Европы занимали в основном финно-угорские народы, восточные славяне и тюркские племена. Они прошли свою древнюю историю одновременно с другими народами периферии древнеримской империи (варварскими народами) в I тысячелетии н.э. Древняя Восточноевро ...