В поисках национального лица автономии
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » В поисках национального лица автономии

Татарские писатели в единстве со своим народом выражали удовлетворенность в связи с образованием и развитием Татарской АССР, своим творчеством они открыли новую страницу в истории татарской национальной культуры, названной советской. Преданность национальной идее привела их к конфликту с коммунистической властью, отвергавшей национальную идею нерусских народов. Они не были татарскими шовинистами - не призывали к угнетению других народов. Они не были и эгоистическими татарскими националистами, унижавшими другие народы. Если они и были националистами, то нациелюбящими националистами. Сотрудничая с Советской властью, они даже коммунистическое общество хотели видеть справедливым не только в классовом плане, но и в национальном отношении, когда процветала бы и татарская нация. Трагедия заключалась в том, что именно за свою любовь и заботу о татарской нации позже они были объявлены коммунистической властью националистами - врагами народа.

В ряду особых забот татарского национального движения в 20-х годах оставалось послевоенное восстановление и развитие народного образования как в Татарской АССР, так и в районах проживания татарского населения за пределами республики. В республике этим делом занимался непосредственно Наркомпрос. В районах проживания татарского населения за пределами республики основную заботу на себя взяли татаро-башкортские секции, действовавшие тогда при местных губернских комитетах РКП(б) и губернские отделы народного образования. Был осуществлен переход от джадидских (но-вометодных) татарских школ к советским татарским школам при сохранении национальной системы образования. На основе Декрета об отделении школы от церкви (и мечети) все татарские школы стали государственными, светскими. Преподавание исламских дисциплин в них было прекращено, так же как преподавание православных дисциплин - в русских школах. Система народного образования строилась на основе правительственного "Положения о единой трудовой школе" и правительственного решения о профессионально-техническом образовании.

По официальной статистике, из 2118 начальных и средних школ, действовавших в республике в 1925 г., татарских было 1048 с числом учащихся 76 200. Сформировалась система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1925 г. в 58ишколах ФЗУ республики обучалось 4764 ученика, в том числе детей татар — 1537. Для подготовки кадров среднего звена были созданы техникумы и специальные профессиональные училища. Подготовку учителей со средним специальным образованием в 1921—1922 гг. уже вели 8 педагогических техникумов, которые пришли на смену краткосрочным курсам по подготовке учителей. Подготовку кадров высшей квалификации вели Казанский университет, в составе которого открывается татарское отделение, а также открытый в 1919 г. Казанский политехнический институт и открытый в 1922 г. Институт сельского хозяйства и лесоводства. Учителя для средней школы готовились в Казанском педагогическом институте. Частично молодежь подготавливалась к поступлению в вузы в системе рабочих факультетов (рабфаков) при самих вузах. Для обучения грамоте взрослого населения была создана система школ ликвидации безграмотности (ликбезы).

Переходя к советской системе народного образования, удалось сохранить национальные традиции татарской национальной школы, имевшей более чем тысячелетнюю историю. В частности, была снята поднимавшаяся до революции не раз проблема перевода татарской письменности на базу кириллицы. Сохраненная татарская письменность на основе арабской графики была усовершенствована. Работа по ее усовершенствованию была проведена довольно интенсивно еще в начале XX в. учеными новых медресе, число которых в 1908 г., по данным газеты "Ал Ислах", в Казани превысило 30 (в том числе высшего типа —12, неполного высшего и среднего — 24). В 20-х гг. по инициативе Г. Ибрагимова и татарских языковедов эта работа флла продолжена. Расширилось книгопечатание, появились пишущие машинки на основе этой письменности. В течение долгого времени приспособленная к особенностям татарского языка, имея красивые формы, обеспечивая скоропись, она до сего времени сохраняет свою привлекательность и используется в научных и историко-культурных исследованиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Национальное выживание
Идея национального выживания. Русское завоевание Татарстана завершилось полной политической и экономической колонизацией страны. Обе стороны — царское правительство и татарский народ искали формулу дальнейшего взаимодействия. Царское правительство понимало, что не может идти по пути классической колониальной эксплуатации Татарстана. Так ...

Социально-экономическое положение и культурное развитие на территории Иртышской военной линии
Активная миграция населения из Европейской части России сильно влияла на образ жизни и хозяйственный уклад коренного населения, быстро происходил процесс перехода к оседлому образу жизни казахов, хотя животноводство оставалось для них основным занятием. Ломка всего уклада жизни привели к существенному снижению численности населения. В ...

Возникновение и развитие древнерусского государства. Происхождение славян
Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков . Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э. восточнее реки Вис ...