В поисках национального лица автономии
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » В поисках национального лица автономии

25 июня 1921 г. ЦИК и СНК республики обнародовали Декрет о реализации татарского языка. Отныне татарский язык объявлялся официальным языком "во всех государственных учреждениях". Учитывая высокий процент русского населения в республике, Декрет устанавливал, что "наравне с татарским на правах государственного существует и русский язык". Одновременно началась работа по "коренизации" государственного аппарата. На работу в государственных учреждениях выдвигались работники из татар, делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на татарский язык. Оставшиеся в государственных учреждениях русские служащие и служащие других национальностей уже знали татарский язык, если они достаточно долго жили в Татарстане, а вновь прибывшие должны были изучить его. Это крупное мероприятие процесса становления татарской национальной государственности было проведено постепенно, с соблюдением интересов русского населения и других национальностей, являвшихся коренными жителями Татарстана. Готовились кадры из татар в соответствующих учебных заведениях. Было поставлено дело по обучению татарскому языку чиновников из числа представителей других национальностей. Перевод делопроизводства на татарский язык начался с сельсоветов, затем были охвачены кантоны. В таких кантонах как Спасский, Свияж-ский, в сельсоветах, где преобладало русское население, сохранялось делопроизводство на русском языке. Увеличивалось число депутатов-татар в Советах всех уровней. В 1925 г. из всех 23 050 членов сельсоветов татар было около И 285, русских 9 071; из всех 1 911 членов городских Советов татар было 505, русских 1 268.

Определенная либерализация наметилась в деятельности национально-исламских учреждений. Возобновил свою деятельность муф-тият. С 1922 г., после смерти Галимджана Баруди, официальную должность Муфтия мусульман Центральной России и Сибири занял видный исламский деятель Ризаэддин Фахреддинов. В республике оживилась религиозно-духовная и национально-культурологическая деятельность мечетей. Имамы в своих хутбе (проповедях) выражали солидарность с новой властью.

Новая экономическая политика в Татарстане. Трехлетний опыт хозяйствования в годы Гражданской войны показал, что коммунальный путь без частной собственности и частного предпринимательства — тупиковый, Ленин был вынужден признать, что попытка властей ввести в стране прямой централизованный товарообмен между городом и деревней народом отвергнута. Он предложил новую экономическую политику (нэп), которая в принципе не была альтернативной. Коммунальная сущность организации полностью национализированного (сосредоточенного в распоряжении государства) хозяйства страны сохранялась. На период эосстановления разрушенного хозяйства предлагалось ввести некоторые послабления для трудовых крестьян. Продразверстка (бесплатная сдача крестьянами всех излишков продовольствия государству) заменялась устанавливаемым государством налогом. Крестьянам разрешалось производить продукцию по своему усмотрению, излишки ее, остающиеся после выплаты налога, продавать на свободном рынке. Были разрешены мелкое и среднее предпринимательство, частная розничная торговля, кустарное производство при условии получения у государства патента и выплаты налога.

Эти послабления были далеки от экономической программы татарского национального движения, предусматривавшей сохранение вообще частной собственности и частного предпринимательства. Тем не менее в той конкретной обстановке нэп была положительно воспринята в Татарстане. Были также оценки нэп как возможного начала радикального изменения советской хозяйственной политики. Трудно, но все же началось оживление экономики республики.

По подсчетам Р.В. Шайдуллина и Р.К. Валеева, в ходе аграрных преобразований, проведенных после Октября, в районах, вошедших в ТАССР, было национализировано 714 тыс. десятин помещичьих, удельных, церковных и других земель, иэ которых 26,2 % было распределено среди татарских крестьян, (по 0,12 десятины на душу), 64,3 % (по 0, 38 десятины на душу) — среди русских крестьян. Средний размер земельного надела татарских крестьян составлял теперь 1,52 десятины на душу, русских крестьян — 1,89 десятины на душу. К малоземелью в республике добавились другие трудности. За военные годы крестьянские хозяйства лишились значительного поголовья лошадей — основной тягловой силы. В голодные годы поголовье лошадей, как и всего скота, продолжало катастрофически уменьшаться и составило в 1923 г. 47, 7 % от уровня 1920 г. В республике не хватало семян. Все необходимое крестьянам приходилось приобретать в кредит под большие проценты. Кредиты крестьяне могли брать в Казанском отделении Российского сельхозбанка, открытом в сентябре 1923 г. За счет кредитов в 1923 г. в республику было завезено около 3, 5 тыс. лошадей. За счет кредитов же крестьяне получили семенное зерно. В 1923 г. правительство республики решило перейти от натуральной к денежной системе изымания налогов на селе, что стимулировало интенсификацию земледелия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Частная жизнь фараона
За долгое время существования Египта, как государства при дворе фараона сложился строгий этикет, следование которому было обязательным для всех. Например, назвать фараона по имени никому не разрешалось. Придворный предпочитал обозначать его безличным "Они", и "довести до Их сведения" становится официальной формулой в ...

Работа в Санкт-Петербурге (1990-1996)
После возвращения в Ленинград в июне 1990 года Путин стал помощником проректора (согласно официальной биографии – ректора) ЛГУ по международным вопросам. Являлся представителем КГБ при этом вузе. По словам самого Путина, в его планы в это время входило написать диссертацию по международному частному праву. Затем, в том же 1990 году, Пу ...

Государство Матарам в VIII — начале XI в. Расцвет и упадок Шривиджайи
К началу VIII в. в числе аграрных районов Центральной Явы од-ним из наиболее богатых был Матарам. Его правитель (рату) Санджайя выдвинулся среди центральнояванских местных князьков — ра¬ка; он был покровителем индуистского культа Шивы. Санджайя стал родоначальником династии Матарама, ему приписывалось покорение яванских, малайских и даж ...