Образование Татарской автономной советской социалистической республики
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Образование Татарской автономной советской социалистической республики

Несмотря на такую урезанность национальной территории и оставление более половины татарского населения за пределами его национальной государственности в положении национального меньшинства, татарская общественность согласилась с Декретом ВЦИК и СНК РФ. С этого времени фактически начинается реализация бережно сохраненной татарским народом в течение около 400 лет вхождения в состав Российской Империи мечты о восстановлении своей государственности.

Статус республики и структура власти. Реализованную татарским народом в 1920 г. национально-территориальную автономию можно назвать ограниченной сверху автономией советского типа. Эта автономия возникла как результат компромисса между татарским национальным движением и федеральным центром. Татарское национальное движение согласилось на создание ТАССР на части территории Татарстана и реализацию татарской национально-культурной автономии на остающейся за пределами республики территории Татарстана. Федеральный центр, в свою очередь, признав право татарского народа на национально-территориальную автономию и национально-культурную автономию, согласился с тем, что реализовать параллельно ту и другую формы автономии будет, в основном, татарское национальное движение. Статус Республики и структура власти были определены Декретом Советской власти от 27 мая 1920 г. В нем говорилось: "Образовать Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики". Декрет определял, что аппарат государственной власти автономной республики складывается согласно Конституции РСФСР из местных Советов депутатов. Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров. Предусматривалось создание народных комиссариатов внутренних дел с управлением почты и телеграфа, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов. Рабоче-крестьянской инспекций и Совета народного хозяйства с отделами труда и путей сообщения.

В Декрете были установлены сфера и объем автономии. Народные комиссариаты внутренних дел (без управления почты и телеграфа), юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия объявлялись автономными в своих действиях и были ответственны непосредственно перед ЦИК Республики. Взаимодействие этих наркоматов с соответствующими органами власти Федерации осуществлялось согласно специально разработанным Положениям и Договорам. ВЦИК принял специальные Декреты "Об образовании управления Татарской Социалистической Советской Республикой", "О войсках внутренней охраны ТАССР", утвердил "Положение о народном образовании в Татарской Республике". В этом Положении, например, указывалось, что правительство республики по согласованию с наркоматом просвещения РФ учреждает специальный отдел, который ведает школами для национальных меньшинств (чувашей, мари др.), составляющих в данном уезде не менее 10% населения. Казанский университет оставался в ведении наркомп-роса Федерации. При нем предусматривалось открытие "краевого факультета с кафедрами местной истории, археологии, этнографии и т.д. и с преподаванием как местных, так и вообще восточных языков". Специально оговаривалось, что все чрезвычайные задания, возлагаемые правительством Федерации на Наркомпрос Федерации, обязательны и для наркомпроса ТАССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Корейская война
Мир, разделенный между двумя военными блоками, сотряс первый послевоенный конфликт 25 июня 1950 года – Корейская война. После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-Восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом р ...

«Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»
«Под­чи­ня­ясь жад­но­му сво­ему вле­че­нию, же­лаю уви­деть ве­ли­кое мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных и стран­ных форм, про­из­ве­ден­ных ис­кус­ной при­ро­дой, блу­ж­дая сре­ди тем­ных скал, я по­до­шел к вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру. На мгно­ве­ние я ос­та­но­вил­ся пе­ред ней по­ра­жен­ный… Я на­кло­нил­ся впе­ред, что­бы раз­гля­деть, ...

Основные направления и результаты внешней политики Российской империи в первой половине XIX века. Европа
Для внешней политики России начала XIX века характерно лавирование между интересами Англии и Франции. Александр I восстановил разорванные Павлом отношения с Англией, главным торговым партнером России. Одновременно он проводил политику «умиротворения» в отношении наполеоновской Франции. Однако агрессивные действия Франции в Европе привел ...