Образование Татарской автономной советской социалистической республики
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Образование Татарской автономной советской социалистической республики

На предварительном совещании, проведенном накануне съезда, а затем и на самом съезде большевистские лидеры молчаливо обошли Декларацию прав народов России, в которой провозглашалось право на самоопределение и суверенитет, как бы забыли о своих заявлениях о союзе "русской республики" с нерусскими народами России. Предлагалось не "взаимодействие", а односторонний учет со стороны Советской власти "национальных особенностей" этих народов. Ленин предложил, как свидетельствуют опубликованные тезисы его выступления на предварительном совещании, решать "конкретные вопросы каждой нации, сообразно ее степени развития, ее особенностям и т.д." Так было положено начало новой Советской национальной политики отказа от межнационального партнерства, перехода к одностороннему определению Центром национальных особенностей и национальных нужд отдельных нерусских народов и соответствующего ранжирования национальных республик.

Чтобы реализовать эту национальную политику, надо было лишить национальные республики самостоятельных политических партий даже в том случае, если они были коммунистическими. На съезде столкнулись два предложения о статусе коммунистических организаций народов Востока: предложение ЦК РКП(б), озвученное Сталиным и предполагавшее полное слияние этих организаций с местными организациями РКП(б), и предложение, сформулированное М. Сул-тангалиевым. В своем выступлении на съезде М. Султангалиев вновь высказался за создание в национальных республиках восточных народов национальных коммунистических организаций, которые входили бы в РКП(б) как автономные единицы и самостоятельно определяли бы национальные нужды своих республик.

Представители ЦК РКП (б) категорически отвергли предложение М. Султангалиева. хотя оно нашло одобрение большинства делегатов. Но им не удалось навязать съезду предложение о полном слиянии коммунистических организаций народов Востока с местными комитетами РКП(б). Съезд избрал Центральное Бюро коммунистических организаций народов Востока в новом составе: М. Султангалиев, Ш. Ибрагимов, Б. Мансуров, К.А. Хакимов, М. Бисеров, Н. Нариманов ("Гуммет"), X. Раковский (ЦК РКП(б)) — члены ЦБ; И. Рахматуллин, Н. Яруллин, А. Мухитдинов, И. Фердевс, С. Диманш-тейн (Наркомнац) — кандидаты в ЦБ. Сохранение самостоятельного по отношению к местным комитетам РКП(б) статуса татарских коммунистических организаций имело позитивное значение для подготовки образования Татарской автономной республики.

Проект Положения об Автономной Республике Татарстан. По инициативе и твердому настоянию видного деятеля башкортского на-циоцального движения Заки Валиди 20 марта 1919 г. Советская власть согласилась с провозглашением Автономной Республики Башкортостан (Малая Башкирия) со столицей в Стерлитамаке. Советское правительство аннулировало свое согласие на создание ТБР. Перед татарским национальным движением стала задача разработать новое Положение о национальной автономии, сохраняя при этом преемственность и учитывая изменившуюся обстановку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Кампания 1916 года
В кампании 1916 года германское командование, считая, что Россия уже полностью деморализована, перенесло главные усилия на Западный фронт. Основной удар был направлен против англо-французских войск под Верденом. Боевые действия начались 21 февраля и продолжались до декабря, получив название «Верденской мясорубки». Это были кровопролитны ...

Политика власти по отношению к православной церкви в 1917–1918 гг.
28 октября, т.е. через 3 дня после низложения Временного правительства и победы октябрьской революции, православная церковь в лице Поместного Собора ярко выразила свое негативное отношение к советской власти. Как отразились на состоянии церкви события 1917 г. и первой мировой войны писал владыка Понтелеймон, епископ двинский: «Никогда е ...

 Высшее женское образование в XIX столетии
Борьба за высшее женское образование в России была составной частью общественно-педагогического движения, широко развернувшегося в период первого демократического подъема и выдвигавшего в ряду своих основных лозунгов требование реформы женского образования. Это требование поддерживалось представителями различных общественных течений. У ...