Образование Татарской автономной советской социалистической республики
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Образование Татарской автономной советской социалистической республики

Социалистическая ориентация. После долгих лет жизни в срста-ве Российской империи в положении "туземцев", "инородцев", а затем "нацменьшинств" в 1920 г. татарский народ получил реальную возможность начать собирать свою, расчлененную между русскими губерниями, национальную территорию. В истории татарского народа это "национальное собирание" было третьим по счету. Первым из них можно считать Волжскую Булгарию IX—XV вв., когда поволжские тюрко-булгары вышли на международную арену как один из процветающих народов своего времени. После распада Восточно-Европейской империи Золотая Орда в XV в. национально-государственное объединение поволжских татар стало олицетворять Казанское татарское государство (Казанское ханство). Третье "собирание татарских земель" берет свое начало со времени революции 1917 г. После провала двух попыток образовать свою республику на демократических началах (Волжско-Уральскую Демократическую Республику и Татаро-Башкирскую Советскую Республику) татарский народ был вынужден пока согласиться с социалистическим выбором.

Переход татарского национального движения с позиций европейского демократизма на позиции российского коммунизма был предопределен, главным образом, поведением ближайшего соседа — русского народа, который тогда согласился на социалистический эксперимент, на чем бескомпромиссно настаивали русские коммунисты. С. Саидга-лиев Российскую Федерацию назвал тогда "старшей сестрой". Приняв социалистическую ориентацию, татарское национальное движение в то же время добивалось ограждения будущей автономии Татарстана от опасности коммунистического поглощения.

Первый съезд РМКП. Провозглашение Российской мусульманской коммунистической партии (РМКП) было воспринято со стороны Советской власти, ЦК РКП(б) и ее местных комитетов крайне негативно. Соглашаясь на федерацию по государственной линии, они категорически отвергали возможность федерации в партии. Идеалом Советской власти была однопартийная политическая система в Федерации. Единоличная партийная власть в государстве должна была принадлежать РКП(б), не допускающей в своих рядах национальных по составу и программе партийных организаций. Тем не менее лидеры РМКП рассчитывали на достижение взаимопонимания с ЦК РКП(б), с правительством Ленина. В этих целях было решено созвать съезд РМКП, который проходил в Москве в ноябре 1918 г. В его работе приняли участие делегаты мусульманских (татаро-башкортских) коммунистических комитетов Астрахани, Азиева, Басьяновска, Васильсур-ска, Инсара, Казани, Корсуни, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Петрограда, Рыбинска, Саратова, Самары, Симбирска, Тетюш, Тамбова, Чистополя. В качестве гостей на съезде были представители азербайджанской организации "Гуммет", крымских и турецких коммунистов.

Делегаты заслушали отчет ЦК партии (Мирсаид Султангалиев) и занялись вопросом конституирования съезда. Большинство делегатов придерживалось определенного еще на мартовской конференции рабочих мусульман России в Москве и поддержанного на июньской конференции РМКП в Казани статуса партии как автономной национальной коммунистической организации, входящей в состав РКП(б) на федеративных началах и соответственно предложило конституировать съезд в качестве органа этой партии. О неприемлемости для ЦК РКП(б) и Советской власти существования в России автономной национальной коммунистической организации заявил на съезде представитель ЦК РКП(б) Сталин. По его словам, "ЦК РКП(б) придерживается мнения, что татарские коммунисты должны переименовать свою партию в национальную секцию РКП(б), работающую во главе с Центральным Бюро этой секции". Было ясно, что при ином решении Советская власть распустит РМКП вообще. По настоянию ЦК РКП(б) съезд согласился с упразднением РМКП, но остался на позициях сохранения самостоятельности местных коммунистических комитетов, которые были переименованы в "мусульманские организации РКП(б)". Было учреждено Центральное Бюро мусульманских организаций РКП(б). Согласно резолюции съезда об организационной структуре мусульманских организаций РКП(б), эти организации действовали параллельно с местными комитетами РКП(б), самостоятельно вели регистрацию своих членов и собирали членские взносы, более облегченным в классовом и религиозном отношениях был прием. Самостоятельно решали они и задачи текущей национальной жизни, наиболее важными из которых тогда были формирование новых воинских частей и образование национальной республики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Царствование Лжедмитрия I
13 апреля 1605 Борис Годунов умер, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но Петр Басманов со своими единомышленниками встал на путь измены и, прибыв в Путивль, поклялся в верности Лжедмитрию I, назвав его царем. Почувствовав столь мощную поддержку, Самозванец отправил жителям Москвы ...

Язык подлинника
«Исторические записки» написаны китайскими иероглифами. Летопись содержит более 500 тысяч иероглифов. ...

Послевоенное развитие татарстана
Переход от войны к миру. Воины-татары вернулись домой с чувством выполненного перед союзным государством долга. Гордость победы испытывали и те, кто ждал их возвращения. Вместе оплакивали погибших в этой войне. Радовались за вернувшихся живыми. Радужными были надежды на предстоящие изменения в своей жизни. А пока они были готовы, ограни ...