Война за независимость
Страница 1

Поворот Восточной Европы к новой империи. XVI век принес Татарстану большие испытания. В Восточной Европе оказался пре-рнанным процесс становления национальных государств и их межгосударственного взаимодействия. Коснулось это прежде всего наибо-ice устойчивых национальных государств — России и Татарстана. 11есмотря на возникновение острых кризисных ситуаций, Татарстан || Россия до этого оставались независимыми государствами. В отношениях между ними были свои особенности. О них довольно подробно пишет С.Х. Алишев в своей книге "Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв." Эти отношения в основном развивались в рамках норм международного права. После покорения Татарстана русское национальное государство начало перерастать и многонациональную русскую империю. Татарстан потерял при этом "вою национальную независимость. Историки давно ищут ответ на вопрос: как и почему это случилось?

В свое время имела хождение теория об "исторических и неисторических народах". С этой точки зрения, русские и татары оказались в разных лагерях: русские — среди исторических народов, татары — среди неисторических. Много поклонников ныне имеет "пассионарная теория" Л.Н. Гумилева. Из нее выводится ответ, гласящий, что русские оказались тогда в зените "пассионарности", а татары, как и другие тюркские народы, к этому времени успели истратить свою нассионарность в предыдущих империях (Золотой Орде, Хазарии, Причерноморской Булгарии, поздней гуннской империи).

Подобные теории не дают удовлетворительного ответа. Возможно, ответ надо искать не в "универсальных теориях", а в конкретной истории конкретного народа. Со времен Волжской Булгарии у татарского народа выработался взгляд на государство как на вспомогательную социальную организацию, призванную обслуживать население на своей, издревле обжитой территории, защищать и обустраивать ее. На своей территории татары хорошо преуспевали в земледелии и скотоводстве, имели наиболее благоустроенные деревни. Но еще охотнее они прикладывали свои руки к торговле и ремеслам. Не случайно еще Волжская Булгария была известна в мире как страна городов. Своеобразным был их подход к вопросам международного взаимодействия. Здесь на первый план выступали не политические и не территориальные мотивы, а торговля и ремесло. В татарском характере была страсть искать новые территории не для ее колонизации, а для торгового "освоения". Еще одна страсть в менталитете татарского народа — несение службы. Много служилых людей дал Татарстан другим странам в зависимости от их потребностей: в Туркестан — больше в области народного образования и культуры, в Россию — в военной области. И эта служба высоко оценивалась принимающей стороной.

Торговля, ремесло, служба больше всего нуждались в свободе и равноправии, самостоятельности и взаимопонимании. Возможнее этим определяется отставание татар в политическом объединении. К середине XVI в. в Восточной Европе было два наиболее авторитетных татарских государства г- Казанское и Крымское. Приазовское татарское государство (Большая Орда) в 1502 г. было присоединено к Крыму. На этом объединительный процесс среди татарских государств приостановился. В Казанском государстве реализовалась политика укрепления связей с Крымским, Сибирским, Астраханским, Ногайским татарскими государствами, но государственной панта-тарской объединительной политики и идеологии здесь не было. Довольствовались существующей исламской общностью. Дела татарского мира тогда мало интересовали Турцию, которая была занята расширением своей территории и укреплением своих позиций в Южной и Центральной Европе, проведением реформ в своей стране.

В России сложилась несколько иная обстановка. К XVI в. в основном здесь закончилось объединение в единое национальное государство северорусских княжеств, включая независимые Новгородскую ) и Псковскую республики. Однозначной была претензия Ивана IV на объединение вокруг Москвы и южнорусских (украинских) земель, остававшихся у Польши и Литвы. Более того, в царствование Ивана IV получили окончательные контуры пестовавшиеся со времени Ивана III и Василия III идеология и политика создания мировой державы, "Степенная книга" (XVI в.), констатируя "божественность" царской власти, вела летописное происхождение московских князей от римского императора Августа, установившего в свое время личную власть. Проповедовалась связь России с римской империей и по линии сохранения истинной веры, что нашло отражение в утверждении "Москва — третий Рим" (после Рима и Константинополя). Его автором считается псковитянин Филофей, живший в XVI в. Так, московские светские и духовные власти оказались ориентированными на переход от объединения русских земель к присоединению к России других стран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Классовая борьба в то время была направлена не против преобразований, а против того, что эти преобразования сопровождались усилением крепостного гнёта и крепостнической эксплуатации. Астраханское восстание 1705-1706 годов, вызванное увеличением прямых и косвенных налогов, увеличением повинностей городских и служивых людей, крайним прои ...

Индустриализация
Идея индустриализации была выдвинута в 1925 году. Она преследовала следующие цели: 1) ликвидация технико-экономической отсталости страны; 2) создание мощной оборонной промышленности; 3) развитие тяжелой промышленности. В 1929 году был принят первый пятилетний план. Началось крупное строительство. К 1930 году ликвидирована безработица. З ...

Ричард Львиное Сердце. Рыцарь без страха и упрека
В самом конце 12 века Англия была одним из самых сильных государств в Европе. Кроме островной части, в ее состав входила еще и западная половина Франции. Правил страной король Генрих 2, который, занимаясь своими делами, практически не обращал внимания на своих сыновей, находившихся под крылом матери Элеоноры. Конфликт Генриха со своей ...