Война за независимость
Страница 1

Поворот Восточной Европы к новой империи. XVI век принес Татарстану большие испытания. В Восточной Европе оказался пре-рнанным процесс становления национальных государств и их межгосударственного взаимодействия. Коснулось это прежде всего наибо-ice устойчивых национальных государств — России и Татарстана. 11есмотря на возникновение острых кризисных ситуаций, Татарстан || Россия до этого оставались независимыми государствами. В отношениях между ними были свои особенности. О них довольно подробно пишет С.Х. Алишев в своей книге "Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв." Эти отношения в основном развивались в рамках норм международного права. После покорения Татарстана русское национальное государство начало перерастать и многонациональную русскую империю. Татарстан потерял при этом "вою национальную независимость. Историки давно ищут ответ на вопрос: как и почему это случилось?

В свое время имела хождение теория об "исторических и неисторических народах". С этой точки зрения, русские и татары оказались в разных лагерях: русские — среди исторических народов, татары — среди неисторических. Много поклонников ныне имеет "пассионарная теория" Л.Н. Гумилева. Из нее выводится ответ, гласящий, что русские оказались тогда в зените "пассионарности", а татары, как и другие тюркские народы, к этому времени успели истратить свою нассионарность в предыдущих империях (Золотой Орде, Хазарии, Причерноморской Булгарии, поздней гуннской империи).

Подобные теории не дают удовлетворительного ответа. Возможно, ответ надо искать не в "универсальных теориях", а в конкретной истории конкретного народа. Со времен Волжской Булгарии у татарского народа выработался взгляд на государство как на вспомогательную социальную организацию, призванную обслуживать население на своей, издревле обжитой территории, защищать и обустраивать ее. На своей территории татары хорошо преуспевали в земледелии и скотоводстве, имели наиболее благоустроенные деревни. Но еще охотнее они прикладывали свои руки к торговле и ремеслам. Не случайно еще Волжская Булгария была известна в мире как страна городов. Своеобразным был их подход к вопросам международного взаимодействия. Здесь на первый план выступали не политические и не территориальные мотивы, а торговля и ремесло. В татарском характере была страсть искать новые территории не для ее колонизации, а для торгового "освоения". Еще одна страсть в менталитете татарского народа — несение службы. Много служилых людей дал Татарстан другим странам в зависимости от их потребностей: в Туркестан — больше в области народного образования и культуры, в Россию — в военной области. И эта служба высоко оценивалась принимающей стороной.

Торговля, ремесло, служба больше всего нуждались в свободе и равноправии, самостоятельности и взаимопонимании. Возможнее этим определяется отставание татар в политическом объединении. К середине XVI в. в Восточной Европе было два наиболее авторитетных татарских государства г- Казанское и Крымское. Приазовское татарское государство (Большая Орда) в 1502 г. было присоединено к Крыму. На этом объединительный процесс среди татарских государств приостановился. В Казанском государстве реализовалась политика укрепления связей с Крымским, Сибирским, Астраханским, Ногайским татарскими государствами, но государственной панта-тарской объединительной политики и идеологии здесь не было. Довольствовались существующей исламской общностью. Дела татарского мира тогда мало интересовали Турцию, которая была занята расширением своей территории и укреплением своих позиций в Южной и Центральной Европе, проведением реформ в своей стране.

В России сложилась несколько иная обстановка. К XVI в. в основном здесь закончилось объединение в единое национальное государство северорусских княжеств, включая независимые Новгородскую ) и Псковскую республики. Однозначной была претензия Ивана IV на объединение вокруг Москвы и южнорусских (украинских) земель, остававшихся у Польши и Литвы. Более того, в царствование Ивана IV получили окончательные контуры пестовавшиеся со времени Ивана III и Василия III идеология и политика создания мировой державы, "Степенная книга" (XVI в.), констатируя "божественность" царской власти, вела летописное происхождение московских князей от римского императора Августа, установившего в свое время личную власть. Проповедовалась связь России с римской империей и по линии сохранения истинной веры, что нашло отражение в утверждении "Москва — третий Рим" (после Рима и Константинополя). Его автором считается псковитянин Филофей, живший в XVI в. Так, московские светские и духовные власти оказались ориентированными на переход от объединения русских земель к присоединению к России других стран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности развития Галицко-Волынского княжества и его культура
Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута.В междуречье Прута и Днестра лежал Кучельмин. Сама территория получила название "Галицкой» земли в нача ...

Кандидаты на царский трон
Вокруг кандидатуры будущего царя на Соборе разгорелась острая борьба. Предлагали призвать «королевича» из Польши или Швеции; вспоминали, что царя можно избирать только из «природных московских бояр» и выдвигали претендентов из старых русских княжеских родов; предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. По настоянию представителей ...

Научные знания
В царствование Ивана Грозного был создан грандиозный летописный свод. Он описывал всю историю человечества в виде смены великих царств. Венцом развития изображалось царствование самого Ивана IV. Летопись называлась "Лицевой свод", поскольку ее текст был иллюстрирован, написан "в лицах". Еще никогда не было на Руси ст ...