Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.

В поголовье скота главное место занимали овцы и козы, затем коровы. Относительно уменьшилась доля лошадей в стаде. Отмечено присутствие верблюдов, а также волов, которых впрягали в повозки и применяли для пахоты.

Городское хозяйство представляли ремесло и торговля. Изделия ремесла были традиционными: продукция металлообработки, кожевенные, ткацкие, валяльные и др. Качество их повысилось, ассортимент — расширился. Об этом свидетельствуют многие археологические находки. Наиболее богатыми оказались Джукатауский клад ювелирных изделий, Карашамский клад, множество кладов, состоявших из разных монет местной чеканки и чеканки иностранных государств. Один из монетных дворов Сарая тогда находился в городе Мухша (Наровчат) на территории Волжской Булгарии. Наиболее крупной денежной единицей считался сом (сум) — серебряный слиток в 200 г, эквивалентный по стоимости 20 золотым динарам или 120 серебряным дерхемам. Денежное обращение в основном действовало в межгосударственной торговле. На внутреннем рынке самой Волжской Булгарии больше была распространена меновая торговля.

По-прежнему Волжская Булгария была втянута в международную торговлю. Вывозила она свои традиционные товары: зерно, скот, промышленные и ювелирные изделия. Меха для вывоза булгарские купцы получали в северных странах. По свидетельству Ибн Баттута, для этого они имели там свои "стоянки" (фактории). Наиболее ценными считались меха горностая, затем шли меха соболя.

Наиболее крупными потребителями булгарских товаров были кыпчакские и русские земли. На восточный рынок булгарские купцы выходили по известному китайскому торговому пути через Среднюю Азию, Монголию, Кашгар, Иран. Осваивались рынки Делийского султаната, основанного в XII в. представителем династии Гуридов Кутб эд дином, в честь которого в XIII в. был построен в Дели Кутб минар. Торговлю с западным миром Волжская Булгария вела по караванному пути, идущему через Киев: на юг — в Византию, на Запад — в Болгарию, Венгрию, Италию, на Рейн, в Прибалтику. Торговые связи с Западом и со Скандинавией поддерживались через северные земли —

Коми, Югру.

Международная торговля играла тогда важную роль в налаживании и укреплении межгосударственных политических связей. Эту же миссию часто выполняли палочники — хаджи Волжской Булгарии, посещавшие главные места мусульманских святынь — Мекку и Медину. Торговым путем, например, поддерживался дипломатический канал связей Волжской Булгарии с Египтом в XIII—XIV вв. В 1330 г. посольство Волжской Булгарии посетило Каир и вручило послание своего эмира султану ан Насиру с просьбой прислать священное исламское знамя, которое могло стать символом Волжской Булгарии как самостоятельной исламской страны, хотя политически она входила в состав Золотой Орды, с которой Египет также имел дипломатические отношения. Вероятно, связи Волжской Булгарии с Египтом поддерживались и раньше — со времени, когда здесь у власти оказались тюркские мамлюки (1250—1381), Одним из султанов там был выходец из Волжской Булгарии Бай-барс. А.Х. Халиков допускает, что часть его имени (барс) связана с тотемным знаком некоторых северо-тюркских племен, а затем и гербом булгар.

Культура. Ценностные ориентиры всех областей духовной культуры (образования и науки, художественной литературы и искусства) базировались на двух источниках: реальном жизненном опыте народа, закрепленном в традициях, и идеологии ислама. Последняя, в свою очередь, успела за предыдущие века адаптироваться к характеру, психологии, образу жизни местного населения. Улемы (исламская религиозная интеллигенция) придерживались суннитского направления и в догматах, ритуалах стояли близко к Бухаре, к ее мусульманским авторитетам — ишанам. Однако в реальной жизни местный Ислам отличался от бухарского своим демократизмом и просвещенностью. Здесь женщины не были в униженном положении. Школьное обучение детей, включая девочек, считалось обычным богоугодным явлением. Поощрялось знание взрослыми конкретных молитв по разным случаям, просвещенное исполнение обрядов. В почете была светская грамотность (умение читать, писать, считать). Сохранилась система веротерпимости в самой Волжской Булгарии, положительно воспринималась и подобная политика Золотой Орды. Мусульманские улемы не \ претендовали на светскую власть, поддерживая "праведных" (действующих по указаниям Корана) правителей.

Ислам не препятствовал наукам, литературе, искусству, включая изобразительное. Правда, шамаилы было принято иллюстрировать I только исламскими святынями. Рукописные книги красиво иллюстрировались не только орнаментом, но и изображениями животных и людей. Исламская наука, распространенная в Волжской Булгарии, в XI—XII вв. обогатилась новыми открытиями. В почете было имя ученого-врача, философа Ибн Сина (ок. 980—1037). В научных кругах и среди писателей были распространены идеи арабского врача и философа Ибн Рушда (Аверроэса), признававшего два источника знаний: ; духовный (через религию) и рациональный (через науку). Продолжалась практика получения высшего образования в заграничных медресе — Бухаре, Нишапуре, Сирии, Египте.

Страницы: 1 2 3 4 5

Причины войны
Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими странами, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, и в первую очередь в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Противостояние этих стран превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чу ...

Введение.
История Смоленщины богата событиями, происходившими на её территории. Каждый этап становления величия Руси оставил свой след на земле, принадлежавшей нашим предкам, а теперь и нам. Смоленск является одним из старейших городов России. Первое упоминание о нем в Устюжском летописном своде относится к 863 году. Смоленск появился на свет бла ...

Государство Сефевидов
В конце XV — начале XVI века народы, заселявшие Иранское плоскогорье, стояли на разном уровне общественно-экономического и культурного развития, отличались по этническому происхождению языку, религии. Кроме земледельческих народов (персов, армян и др.), обладавших развитой техникой искусственного орошения, проживали полукочевые и кочевы ...