Преобразовательная деятельность Петра была невозможной без создания огромного, дорогостоящего бюрократического аппарата. В 1704 году доходы государства составили 3 063 525 рубля (рубль эпохи Петра равен примерно 17 рублям начала XX века и примерно 330 рублям 1951 года), а расходы - 3 515 553 рубля. Распределялись расходы следующим образом:
• военные расходы - 1 439 832 рубля или 40,9 %;
• содержание государственного аппарата - 1 313 200 - 37,6;
• дворцовые расходы - 156 843 - 4,4;
• дипломатия - 75 024 - 2,1;
• церковь-29 771 -0,8;
• просвещение, медицина, почта- 17 338 - 0,5.
На всем протяжении XVIII века сельское хозяйство оставалось основной сферой народнохозяйственной деятельности. В сельской местности проживало 95 % населения. Но здесь не было прогресса. Петровские реформы в наименьшей мере проявились в области сельского хозяйства. И это понятно - ведь реформы не затрагивали основ крепостного строя. Правда, правительство предпринимало некоторые меры, направленные на внедрение новых видов сельскохозяйственных культур. Так, на Украине и в Поволжье поощрялись посевы табака. Закладывались плантации лекарственных растений, создавалась база для шелководства. Но в целом господствовали рожь и овес.
Не было ощутимых сдвигов и в агротехнике, хотя некоторые помещики пытались вводить у себя более совершенные методы обработки земли. В 1765 году основано “Вольное экономическое общество”, которое пропагандировало новейшие достижения агрономической науки. Безраздельное господство крепостнических порядков исключало возможность прогресса в агротехнике и повышения производительности труда на селе. Урожайность не увеличивалась. Однако объем сельскохозяйственной продукции значительно вырос за счет вовлечения в производство новых земель Заволжья и Украины, Сибири, а не за счет увеличения урожайности.
В аграрном строе не произошло изменений. Феодальное землевладение продолжало расширяться за счет государственных и крестьянских земель. Увеличилось число крепостных за счет еще свободного населения присоединенных земель. Крестьяне делились на и категории: помещичьи, дворцовые и государственные.
Государственные крестьяне прикреплены к земле и платили государству ренту, обладая несколько большей самостоятельностью, чем помещичьи. Во второй половине XVIII века происходило массовое пожалование государственных крестьян дворянам. В 1781 году помещичьих крестьян было 6,5 млн. душ, дворцовых - 0,6 млн. государственных - 4,9 млн.
В связи с расширением рынка растет товарность сельского хозяйства. Новые промышленные рынки: Урал, Алтай, Санкт-Петербург нуждались в продовольствии и фураже. Много муки, фуража приобреталось для армии. Расширялось производство промышленных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Основными поставщиками ее были помещики, которые все больше втягивались в рыночные отношения.
Рынок расширялся за счет углубления общественного разделения труда и увеличения возможностей сбыта сельскохозяйственной продукции. Это увеличило стремление дворянства максимально нарастить объем производства, который достигался усилением эксплуатации крестьянства, уменьшением надела и повышением барщинных повинностей. Только у государственных крестьян, обладавших большей долей самостоятельности, можно было иногда обнаружить прогресс в агротехнике. По-прежнему основной системе полеводства было трехполье.
Политические реформы Хрущева
Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:
– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;
– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;
– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.
В результате этих реформ ему удалось вывести из ...
Средневековая
деревня
Генезис феодализма в Европе начался на первом, раннем этапе Средневековья, т. е. с начала VI в. н. э., в таких странах, как Франция, Англия, Германия. С XIII в. наблюдался уже процесс раскрепощения крестьян. В странах Восточной Европы, со времен промышленного переворота в Англии, наоборот, проявляется феномен "второго издания" ...
План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного
хозяйства стран Западной Европы
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Летом того же года на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела е ...