План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы

История » Связь экономической истории с историей экономической политики » План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Летом того же года на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла не участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушениях, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. “Закона о помощи иностранным государствам. Оказание экономической “помощи” осуществлялось на основе сторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них - отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана (1948-1951) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем 6 лее 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. За первый год реализации плана Маршалла ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл., Англия - 1,324 млрд. долл., Франция - 1,13 млрд. долл., Италия - 0,704 млрд. долл. 70% всей помощи составили поставки продовольствия и топлива.

Главный смысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Источники финансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на три основных вида. Первый объединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран не могли оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а, следовательно, и темпов инфляции, для наращивания производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.

Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

Третий вид поставок - сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленные товары финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволили за 1947-1950 гг. в странах Западной Европы увеличить производство калийных удобрений на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Экспорт западноевропейских стран за 1948-1952 гг. вырос на 49 пунктов, а в США и Канаде - на 60. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукциии. Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, что способствовало расколу послевоенной Европы.

Последствия деятельности Брежнева
Из-за расширения пахотных земель на окраине началась запустение пахотных земель в исторических центрах. Неравные цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию разоряли село (литр молока государство покупало дешевле, чем продавало на село литр бензина). В бюрократической системе сложилась коллективная безответственность и коррупц ...

Все­по­гло­щаю­щее стрем­ле­ние к ис­ти­не
Гер­цен очень хо­ро­шо ска­зал о под­виж­ни­ках юной нау­ки эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые в борь­бе с пе­ре­жит­ка­ми сред­не­ве­ко­вья от­кры­ли че­ло­ве­че­ско­му уму но­вые го­ри­зон­ты: «Глав­ный ха­рак­тер этих ве­ли­ких дея­те­лей со­сто­ит в жи­вом, вер­ном чув­ст­ве тес­но­ты, не­удов­ле­тво­рен­но­сти в замк­ну­том кру­ге ...

Государств. и ведомственные архивы США в 19 в
Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Север ...