Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства
Страница 1

История » Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства

В VII в. основным центром объединения Аравии стал Хиджаз, район сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли. Здесь были такие крупные города, как Мекка, Ясриб и Таиф. Эти города имели давние и довольно прочные экономические и религиозные связи с кочевыми скотоводческими и оседлыми племенами всей Аравии. Необходимо отметить, что Хиджаз был одним из экономически ведущих районов Аравийского полуострова, не подпавшим под иностранное господство.

В Хиджазе движение за государственное объединение Аравии подкреплялось проповедью монотеистического учения, получившего название ислама (предание себя богу и его власти). Проповедником и идеологом этого учения был мекканец Мухаммед (570-532).

Наряду с проповедью единобожия Мухаммед Выступил против мекканских богачей, крупных купцов, ростовщиков, против "обмеривающих и обвешивающих", за материальную помощь бедным, сиротам, вдовам. Выкуп рабов на волю или их освобождение он объявил богоугодным делом. Бедные горожане Мекки и рабы в этих проповедях усмотрели серьезную оппозицию мекканским рабовладельцам и стали собираться вокруг Мухаммеда, воспринимая его религиозное учение.

Вначале некоторые группы богатых мекканцев, выполнявшие жреческие функции в храме Кааба, опасаясь потерять свои экономические и религиозные позиции, выступили против проповеди Мухаммеда. Они даже вынудили Мухаммеда и его приверженцев покинуть Мекку. В 622 г. сторонники нового учения ислама во главе с Мухаммедом переселились в соседний Ясриб-Медину.

Для распространения своего политического влияния на население этого земледельческого оазиса и ремесленного центра Мухаммед нашел благоприятную обстановку. В Медине происходила ожесточенная борьба между верхушкой двух племен за господствующее положение. Эти противоречия и использовал Мухаммед в своих интересах.

По словам выдающегося русского востоковеда Бартольда, "Мухаммед был принят в Медине как законодатель и устроитель, но не как вероучитель. Мединцы обязывались отдавать на суд Аллаха и его посланника свои споры".

Мединцы начали вооруженную борьбу с мекканцами, они нападали на мекканские караваны, грабили их. Мекканцы с союзными племенами осаждали Медину. Эта борьба закончилась заключением мира в 630 г., согласно условиям которого мекканцы обязывались признавать власть Мухаммеда и принять его учение ислам, Но они выговорили себе выгодные уступки. Мекка была признана религиозным центром, храм_Кааба стал главным святилищем ислама. Каждый правоверный мусульманин - давал обет совершить паломничество к этому храму. Однако все идолы и языческие святилища были разрушены.

Таким образом, Мухаммед сумел примириться со своим сильнейшим врагом и сохранил возможность распространения своего политического влияния на племена, посещавшие ежегодно Мекку.

Если на первом этапе своей деятельности в Мекке Мухаммед обличал произвол мекканских богачей, то в Медине он выступил сторонником создания сильной политической власти и подчинения ей арабских кочевых племен и оседлого населения земледельческих районов и городов всей Аравии.

В VII в. происходило образование первого общеарабского раннефеодального государства, что получило идеологическое обоснование в идее единобожия, подчинения всех власти единого бога Аллаха, заменившего не только родовые и племенные божества, но и те, которые в свое время приобрели общеарабское значение. На этой основе было

создано вероучение, отвечавшее интересам нового нарождавшегося класса арабских феодалов и направленное на укрепление авторитета Мухаммеда как главы государства, который осуществлял как светскую, так и религиозную власть.

Мухаммед - "посланник бога" - единолично решал все важнейшие вопросы. В Коране сказано: "Когда бог и ёго посланник решают какое-либо дело, тогда верующий и верующая должны подчиниться, и кто воспротивится богу и его посланнику, тот считается заблудшим". Всем запрещалось говорить о неприязни или сопротивлении "посланнику".

При Мухаммеде существовал своеобразный совет из его ближайших сподвижников, который имел лишь совещательные права.

В распоряжении главы государства имелось войско, ядро которого состояло из ближайших сподвижников Мухаммеда и первых его последователей. Войско складывалось из ополчений племен и было организовано по племенному принципу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Внешняя политика Российской империи в XVIII веке. Расширение территории, превращение России в великую европейскую державу
Внешняя политика России в XVIII веке продолжала сохранять основные направленияXVII века: западное (борьба за выход к Балтийскому морю и борьба с Речью Посполитой), южное (борьба с крымским ханом, выход к Черному морю, Кавказ) и восточное (Сибирь и Дальний Восток). Историю внешней политики России в XVIII веке можно разделить на период ...

Закат НЭПа
Предприниматели чувствовали временность НЭПа и не стремились развивать производство, а богатели на спекуляции остродефицитными товарами. Иностранный капитал боялся вкладывать (инвестировать) деньги в экономику СССР. К концу 20-х годов темпы экономического роста значительно снизились. Экономика вступала в состояние кризиса. С 1924 года б ...

Военная реформа.
Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон ...