Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства
Страница 4

История » Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства

В случае близкой смерти каждый мусульманин, если он оставляет какое либо имущество, обязан составить "завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для верующих". Считается грехом изменение чужого завещания.

По доисламским обычаям, наследство переходило к прямым наследникам по мужской линии, т.е. к тем, кто способен охранять и сохранить данное имущество. По обычному праву женщины и дети не наследовали, хотя были исключения. Некоторые авторы считают, что обстоятельства заставили Мухаммеда внести изменения в обычное право. В первые годы хиджры в столкновениях и боях с противника" ми многие его сторонники пали, и Мухаммед дал право вдовам и сиротам наследовать мужьям и отцам. Раздел имущества, согласно указанным установлениям, происходит после исполнения завещания и уплаты долга. Хотя по этим правилам женщины получают половину доли мужчины, Коран предупреждает верующих: "Не разрешается вам наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно".

Преимущественное положение мужчин, ранее укоренившееся в Аравии и признанное в обычном праве, своеобразно объяснено в Коране: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества". Последнее указание очень важно для определения места мужчины в обществе. По всей вероятности, здесь имеется в виду расходование части имущества на пути божьем, как предписывает религия.

В Коране специально рассматриваются положение сирот и обязанности тех, кто назначен опекуном над ними. Мухаммед предупреждает опекунов отдавать сиротам их имущество и не заменять хорошее дурным. Кто боится, что будет несправедлив к опекаемым сиротам женского пола, тот может жениться на тех. которые ему нравятся, на двух, трех и четырех или на одной.

Общество Аравии первых веков новой эры знало довольно развитые товарно-денежные отношения. Богатые люди занимались ссудными операциями, выдавая деньги под большие проценты. Коран неоднократно обращается к проблеме ростовщичества, осуждает ростовщиков. Мухаммед не запрещал процента, но всячески устрашал ростовщиков воздаянием от Аллаха: "А Аллах разрешил торговлю и запретил рост".

Мухаммед увещевает верующих, чтобы они подавали близким своим, беднякам, путешественникам, что им положено по праву, и обещает, что их имущество удвоится. А те, которые дают что-либо с целью извлечения процента, всегда будут в убытке.

Экономическая политика Мухаммеда была направлена на обеспечение постоянных доходов и подчинение жителей Аравийского полуострова. В случае, когда политические противники принимали ислам, они получали покровительство, однако если они отказывались от ислама, то их облагали поголовной податью. С послами от евреев Макны, например, был заключен договор об уплате ими ежегодно четвертой части рыбного улова, урожая финиковых пальм и пряжи. Помимо этого у них не было никаких обязательств перед мусульманами. Дань с жителей Макны Мухаммед пожаловал двум своим сподвижникам, один из которых недавно принял ислам.

При Мухаммеде не было выработано единой политики по отношению к различным этническим и конфессиональным группам населения Аравии, за исключением арабов-язычников. При каждом конкретном случае Мухаммед предписывал определенные условия подчинения, и эти условия были довольно различные. Главным новшеством, введенным Мухаммедом, было изъятие земли из военной добычи. Земли захваченных областей не подлежали разделу среди участников похода. С этим новшеством арабы не могли примириться сравнительно долго, но последующие халифы твердо придерживались земельной политики Мухаммеда. В зависимости от обстоятельств земли, принадлежавшие "людям писания", Мухаммед облагал или хараджем, или ушром. В то время, когда Мухаммед подчинял своей власти внутренние районы Аравии, не было случаев насильственного обращения в ислам ни христиан, ни иудеев. Главной целью было политическое подчинение и взимание налогов в пользу нового государства.

От подушной подати в принципе были освобождены женщины и дети. Однако в источниках встречается случай, когда "он (Мухаммед) наложил на каждого взрослого и каждую взрослую один динар или платье му'афириа такой же стоимости". Это относилось к части населения Йемена - "людей писания", зато земли их были обложены не хараджем, а ушром.

Страницы: 1 2 3 4 5

Религиозная функция
Древние народы придавали огромное значение религии, египтяне не были исключением. Царь считался официально богом, и одним из наиболее употребительных титулов его был "Благой Бог"; настолько велико было почитание, которое подобало воздавать ему, что, говоря о нем, избегали называть его имя. Когда царь умирал, он причислялся к с ...

Конец войны, выводы
Мир вступал в эпоху «холодной войны»: неустойчивого равновесия, кризисов, конфликтов. Умами политиков и простых граждан овладевал страх атомного Армагеддона. «Холодная война» начиналась с противостояния двух неравных по мощи сверхдержав. Хотя Советский Союз был способен сокрушить ближайших европейских союзников США, американские бомбард ...

Первый этап движения Ихэтуаней (1898-1899)
Антииностранные настроения к китайском обществе нарастали не только в среде элиты, но и в широких слоях населения, прежде всего крестьянства. Уже весной 1898 г. начались выступления против христианских миссионеров в провинциях Хубэй и Юньань, летом антизападные демонстрации охватили Шанхай. Особенную активность проявляло население Север ...