Второй президентский срок (с 2004 года)
Страница 2

История » Путин Владимир Владимирович » Второй президентский срок (с 2004 года)

Многие эксперты признавали 2004 год наименее удачным за все время с начала президентства Путина. Отмечалось замедление темпов роста экономики и объема инвестиций. Во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес. Возможности принимать реальные решения лишилось и правительство: так, несмотря на сопротивление главы МЭРТ Германа Грефа, в августе 2004 года состоялась продажа основного нефтяного актива "ЮКОСа" - компании "Юганскнефтегаз" - "Газпрому" через подставную фирму "Байкалфинансгруп". Западные наблюдатели объясняли кризис вокруг "ЮКОСа" "жаждой власти" российского президента и желанием правящих кругов получить под свой контроль активы компании. Даже прокремлевски настроенные политологи, постаравшиеся по возможности переложить ответственность за неудачи власти с президента на правительство, указывали на рискованность чрезмерного увлечения президента "наведением порядка" в нефтегазовой отрасли. В августе 2004 года Госдума приняла решение о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий. Реализация этой реформы в 2005 году нанесла серьезный урон популярности Путина в России и была встречена массовыми акциями протеста по всей стране. Ключевым провалом Путина на внешнеполитическом фронте называли неудачные попытки повлиять на исход прошедших на Украине президентских выборов, завершившихся "оранжевой революцией" – победой Виктора Ющенко, поддерживаемого прозападными силами, над Виктором Януковичем, ориентировавшимся на сближение с Россией.

В то же время 2004 год можно назвать переломным годом президентства Путина. Один из западных исследователей назвал его первым годом "полновластного" правления Путина в России. Именно тогда тенденции к усилению государственного контроля вышли на новый уровень. Западные наблюдатели вообще склонны противопоставлять политику Путина во время первого и второго срока. По их мнению, поначалу Путину приходилось искать баланс между двумя влиятельными силами: с одной стороны, олигархами, с другой – представителями силовых структур. Именно поэтому, считают критики, верх нередко одерживала небольшая группа либералов, сумевшая добиться экономических успехов первого срока. Политику второго срока, напротив, западная пресса связывала с усилением государственного контроля, наступлением государства на независимые СМИ, олигархов, региональные власти, либеральные политические силы и законодательную власть.

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты.

Противники Путина говорили о неконституционности изменений в политической системе страны. Новый курс Путина вызвал критику как в России, так и за рубежом. В частности, группа более чем из ста зарубежных ученых и политиков направила открытое письмо лидерам Европейского Союза и НАТО, в котором российского президента обвиняли в отказе от демократических ценностей и диктаторских амбициях. На Западе политический курс Путина расценивали как угрозу российской демократии и экономике страны и говорили о переходе России к общественно-политической модели, характерной для латиноамериканских стран. По мнению критиков Путина, его политический курс, направленный в авторитарное русло, окончательно определился именно к концу 2004 года, хотя существование авторитарных тенденций отмечалось еще в начале его президентства.

9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом - Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав – США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Ричард Львиное Сердце. Рыцарь без страха и упрека
В самом конце 12 века Англия была одним из самых сильных государств в Европе. Кроме островной части, в ее состав входила еще и западная половина Франции. Правил страной король Генрих 2, который, занимаясь своими делами, практически не обращал внимания на своих сыновей, находившихся под крылом матери Элеоноры. Конфликт Генриха со своей ...

Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Отношение татарского общества к войне. К началу войны татарское общество, представляющее собой единую нацию, в государственно-административном плане продолжало оставаться разделенным. Из общего числа татарского населения, составлявшего более 5,5 миллиона человек, около 1,5 миллиона человек проживало в Татарской автономной республике. Ос ...

Реформы 90-х годов в Татарстане. Демократическое движение в Татарстане
Перестройка в СССР. К середине 1980-х годов кризис власти в Союзе достиг критической точки. Отходивший от власти народ как в областях России, так и в национальных республиках все больше склонялся к оппозиции, требуя реформ. В ответ власти Союза решили взять инициативу в свои руки и выдвинули на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Михаил ...