Второй президентский срок (с 2004 года)
Страница 2

История » Путин Владимир Владимирович » Второй президентский срок (с 2004 года)

Многие эксперты признавали 2004 год наименее удачным за все время с начала президентства Путина. Отмечалось замедление темпов роста экономики и объема инвестиций. Во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес. Возможности принимать реальные решения лишилось и правительство: так, несмотря на сопротивление главы МЭРТ Германа Грефа, в августе 2004 года состоялась продажа основного нефтяного актива "ЮКОСа" - компании "Юганскнефтегаз" - "Газпрому" через подставную фирму "Байкалфинансгруп". Западные наблюдатели объясняли кризис вокруг "ЮКОСа" "жаждой власти" российского президента и желанием правящих кругов получить под свой контроль активы компании. Даже прокремлевски настроенные политологи, постаравшиеся по возможности переложить ответственность за неудачи власти с президента на правительство, указывали на рискованность чрезмерного увлечения президента "наведением порядка" в нефтегазовой отрасли. В августе 2004 года Госдума приняла решение о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий. Реализация этой реформы в 2005 году нанесла серьезный урон популярности Путина в России и была встречена массовыми акциями протеста по всей стране. Ключевым провалом Путина на внешнеполитическом фронте называли неудачные попытки повлиять на исход прошедших на Украине президентских выборов, завершившихся "оранжевой революцией" – победой Виктора Ющенко, поддерживаемого прозападными силами, над Виктором Януковичем, ориентировавшимся на сближение с Россией.

В то же время 2004 год можно назвать переломным годом президентства Путина. Один из западных исследователей назвал его первым годом "полновластного" правления Путина в России. Именно тогда тенденции к усилению государственного контроля вышли на новый уровень. Западные наблюдатели вообще склонны противопоставлять политику Путина во время первого и второго срока. По их мнению, поначалу Путину приходилось искать баланс между двумя влиятельными силами: с одной стороны, олигархами, с другой – представителями силовых структур. Именно поэтому, считают критики, верх нередко одерживала небольшая группа либералов, сумевшая добиться экономических успехов первого срока. Политику второго срока, напротив, западная пресса связывала с усилением государственного контроля, наступлением государства на независимые СМИ, олигархов, региональные власти, либеральные политические силы и законодательную власть.

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты.

Противники Путина говорили о неконституционности изменений в политической системе страны. Новый курс Путина вызвал критику как в России, так и за рубежом. В частности, группа более чем из ста зарубежных ученых и политиков направила открытое письмо лидерам Европейского Союза и НАТО, в котором российского президента обвиняли в отказе от демократических ценностей и диктаторских амбициях. На Западе политический курс Путина расценивали как угрозу российской демократии и экономике страны и говорили о переходе России к общественно-политической модели, характерной для латиноамериканских стран. По мнению критиков Путина, его политический курс, направленный в авторитарное русло, окончательно определился именно к концу 2004 года, хотя существование авторитарных тенденций отмечалось еще в начале его президентства.

9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом - Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав – США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вступление
Возвеличивание одной личности неиз- бежно отодвигает на задний план народ и партию, принижает их роль и значение. Н. С. Хрущев Вопрос о роли народных масс, классов, партий, их вождей в историческом процессе – один из центральных вопросов исторического материализма. Он лежит на стыке социологии, философии, истории, социальной психоло ...

Война с Японией
9 августа СССР объявило о начале войны с Японией и начало военные действия в Северном Китае. 6 августа США произвела ядерную бомбардировку города Хиросима, 9 августа – Нагосаки. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Это стало окончанием Второй мировой войны. ...

Происхождение денег
Товар - посредник На заре истории люди жили семейными общинами и вели натуральное хозяйство (так в экономической теории обозначается замкнутое локальное производство, при котором люди удовлетворяют потребности продуктами только своего труда). В условиях натурального хозяйства денег не существовало - в них просто не было нужды. На смен ...