Тойнби утверждает, что главной причиной распада цивилизационных систем является потеря ими «жизненного порыва», который влечет их от вызова к ответу, от дифференциации к интеграции, от сжатия к расширению. Он особо подчеркивает, что рост цивилизации ни в коей мере нельзя путать с раздвижением ее границ, с территориальной экспансией. Наоборот, завоевание жизненного пространства, по мысли Тойнби, ведет не только к замедлению роста цивилизации, но и к его полной остановке и к дальнейшему распаду.
Согласно Тойнби, цивилизации сходят с исторической сцены не потому, что исчерпали отпущенный им лимит времени, не потому, что завершился цикл их жизнедеятельности, а в силу того, что у них «угас жизненный порыв» в результате чего они не смогли найти адекватный ответ на очередной исторический вызов. Утрата самодетерминации – главная причина гибели цивилизаций по Арнольду Тойнби.
Тойнби поясняет, что под самодетерминацией следует понимать способность социальной системы к саморегуляции, к осознанному выбору целей, к разрешению назревших социальных противоречий. Как только эта способность исчезает, начинает быстрыми темпами разворачиваться процесс деградации, который завершается гибелью цивилизации. В подтверждение справедливости данного тезиса Тойнби обращается к истории Древнего Рима, который погиб, как он утверждает, не в результате военной экспансии вестготов и гуннов, завершивших, по его мнению, разрушение одной из могущественных империй прошлого, а вследствие внутренних распрей, борьбы за власть различных группировок, падение морали, исчезновение общественных идеалов и превращения большинства свободных граждан в маргиналов, лишенных чести, достоинства, умения подчинять свои эгоистические интересы интересам целого.
Второй причиной, способствующей надлому цивилизаций, Тойнби считает следование на протяжении длительного времени образцам поведения, созданным кем-то, что лишает индивидов способности вырабатывать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Такое действие, как пишет Тойнби, ненадежно, ибо оно не самоопределено.
Третья причина связана с неспособностью творческих личностей или правящего меньшинства выполнять до конца выпавшую на их долю историческую миссию. Тойнби, ссылаясь на многочисленные исторические примеры, считает, что творческая личность способна найти ответ только на один вызов. Затем должна произойти «смена ролей», и она обязана передать свою лидирующую функцию кому-то другому. В противном случае ее действия не только не способствуют выходу цивилизации из кризиса, а, наоборот, углубляют его.
Внешняя политика, военная функция и дипломатия
Несомненно, что какими бы природными богатствами ни обладало государство, его процветание не возможно без активной, а иногда и агрессивной, внешней политики. Египет, особенно во времена империи, был огромной страной. Однако эта страна не была прочной. После каждого периода смуты фараонам приходилось заново объединять страну.
Практическ ...
Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке
XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.
В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода:
эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екат ...
Татарстан в составе Советского Союза. Изменения в
положении татарского общества
Геополитическая обстановка в мире. Становление автономии Татарстана протекало на фоне значительных исторических изменений в мире. В 1919—1920 гг. были заключены мирные договоры, подводившие итоги первой мировой войны. В мире возникла новая геополитическая обстановка. Индустриальная цивилизация потеряла в этой войне весомую часть своего ...