На рубеже 50–60-х годов, в эпоху Великих реформ, окончательно формируются консервативное, либеральное и радикальное течения в обществе.
Русский консерватизм
был идейно неоднороден. В него входили прежде всего дворяне, чьи позиции в государстве были значительно ослаблены реформами. Группа вокруг газеты «Весть»
требовало ограничения самодержавия в пользу дворян через создание при монархе особого органа и развитие земского самоуправления. Группа М.Н. Каткова и газеты «Московские ведомости»
поддерживали реформы и выступали за сохранение неограниченной власти монарха, но требовали ужесточения национальной политики в стране, и прежде всего против поляков. Некоторые дворяне предлагали полностью прекратить всякие реформы (К. Леонтьев).
Либералы
поддерживали реформы правительства и требовали их продолжения вплоть до перехода к конституционной монархии, всеобщего избирательного права и расширения гражданских свобод. Группировались либералы вокруг журнала «Вестник Европы».
Радикальное революционно-демократическое движение в своем развитии проходит несколько этапов.
Идейными центрами его стали журналы «Современник», с которым сотрудничал Н. Чернышевский и «Колокол» А. Герцена. Чернышевский призывал к всеобщему крестьянскому восстанию под руководством интеллигенции.
Идеи русского социализма вдохновили деятелей революционной организации «Земля и воля
». Организация состояла преимущественно из студентов. Организация поддержала польское восстание 1863 года в надежде, что оно примет антипомещичий характер и перекинется на остальные губернии. После подавления польского восстания «Земля и воля» самораспустилась.
Тем не менее наиболее революционно настроенная часть молодежи стремилась продолжить революционную работу. С этой целью они примыкают к анархизму и организуют в стране подпольные террористические организации. Свою задачу они видели в установлении в стране террора и этим самым вынудить правительство пойти на уступки. В тоже время, уступки правительства обозначать его слабость, что станет сигналом к всеобщему восстанию. Анархизм М. Бакунина:
государство – только надстройка над крестьянской общиной. Интеллигенция должна пробудить крестьянство к борьбе за свои права. Заговорщическое направление П. Ткачева:
поднять крестьян и рабочих на борьбу не возможно. Поэтому интеллигенция должна осуществить переворот, взять власть в свои руки и провести социалистические преобразования.
Более мирный путь избрали народники
. Народники пытались путем просвещения народных масс поднять их на борьбу за свои права. Часть студентов, увлеченных идеями народничества, переселялись из городов в сельскую местность, открывали школы и больницы и пытались внушать свои идеи крестьянам. Большого успеха народничество не имело, но они способствовали развитию системы начального образования и местного здравоохранения. Некоторые народники были арестованы и сосланы в Сибирь.
В начале 80-х годов деятельность радикальных организаций переносится из села в город в фабрично-заводскую среду. Но здесь происходит раскол народников. В 1879 году выделяется террористическая организация «Народная воля
Преобразования в Императорском С. - Петербургском
университете
Введение устава 1835 г. привело к существенным преобразованиям в Императорском С. - Петербургском университете. В начале 1836 г. были проведены выборы ключевых фигур университета: ректором стал профессор И.П. Шульгин, а деканами факультетов - Е.В. Врангель (юридического), Д.С. Чижов (математического) и Ф.Б. Грефе (филологического). Боль ...
Международные контакты германских городов.
Образование вышеупомянутых торговых компаний и является началом Ганзы. Первая ганза возникла во Фландрии, где в 1200 г. в городе Брюгге, который в то время являлся первым торговым городом севера, образовалось товарищество из 17 городов, с определенным уставом, которое вело оптовую торговлю с Англией и носило название фландрской ганзы; т ...
Книги и манифесты древнегреческого врача
Книги, которые с элементом вероятности приписываются Гиппократу, и которые так или иначе можно считать зеркалом мышления великого медика, это: "О древней медицине" (своего рода манифест об автономии медицинского искусства); "О священной болезни" (полемика с представлениями магическо-религиозной медицины)". Прогн ...