Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении в России во второй половине XIX века
Страница 1

История » Основные этапы истории России » Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении в России во второй половине XIX века

На рубеже 50–60-х годов, в эпоху Великих реформ, окончательно формируются консервативное, либеральное и радикальное течения в обществе.

Русский консерватизм

был идейно неоднороден. В него входили прежде всего дворяне, чьи позиции в государстве были значительно ослаблены реформами. Группа вокруг газеты «Весть»

требовало ограничения самодержавия в пользу дворян через создание при монархе особого органа и развитие земского самоуправления. Группа М.Н. Каткова и газеты «Московские ведомости»

поддерживали реформы и выступали за сохранение неограниченной власти монарха, но требовали ужесточения национальной политики в стране, и прежде всего против поляков. Некоторые дворяне предлагали полностью прекратить всякие реформы (К. Леонтьев).

Либералы

поддерживали реформы правительства и требовали их продолжения вплоть до перехода к конституционной монархии, всеобщего избирательного права и расширения гражданских свобод. Группировались либералы вокруг журнала «Вестник Европы».

Радикальное революционно-демократическое движение в своем развитии проходит несколько этапов.

Идейными центрами его стали журналы «Современник», с которым сотрудничал Н. Чернышевский и «Колокол» А. Герцена. Чернышевский призывал к всеобщему крестьянскому восстанию под руководством интеллигенции.

Идеи русского социализма вдохновили деятелей революционной организации «Земля и воля

». Организация состояла преимущественно из студентов. Организация поддержала польское восстание 1863 года в надежде, что оно примет антипомещичий характер и перекинется на остальные губернии. После подавления польского восстания «Земля и воля» самораспустилась.

Тем не менее наиболее революционно настроенная часть молодежи стремилась продолжить революционную работу. С этой целью они примыкают к анархизму и организуют в стране подпольные террористические организации. Свою задачу они видели в установлении в стране террора и этим самым вынудить правительство пойти на уступки. В тоже время, уступки правительства обозначать его слабость, что станет сигналом к всеобщему восстанию. Анархизм М. Бакунина:

государство – только надстройка над крестьянской общиной. Интеллигенция должна пробудить крестьянство к борьбе за свои права. Заговорщическое направление П. Ткачева:

поднять крестьян и рабочих на борьбу не возможно. Поэтому интеллигенция должна осуществить переворот, взять власть в свои руки и провести социалистические преобразования.

Более мирный путь избрали народники

. Народники пытались путем просвещения народных масс поднять их на борьбу за свои права. Часть студентов, увлеченных идеями народничества, переселялись из городов в сельскую местность, открывали школы и больницы и пытались внушать свои идеи крестьянам. Большого успеха народничество не имело, но они способствовали развитию системы начального образования и местного здравоохранения. Некоторые народники были арестованы и сосланы в Сибирь.

В начале 80-х годов деятельность радикальных организаций переносится из села в город в фабрично-заводскую среду. Но здесь происходит раскол народников. В 1879 году выделяется террористическая организация «Народная воля

Страницы: 1 2

Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Общественные отношения
Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень ...

Место и время находки
«Исторические записки» впервые увидели свет, как принято считать, в период правления императора Сюань-ди (73 — 49 гг.до н. э.), когда внук Сыма Цяня, Ян Хуй, обнаружил рукопись своего деда. Между тем одна из глав «Исторических записок» цитируется (устами сановника Сан Хун-яна) уже в книге Хуань Куаня «Рассуждения о соли и железе», соста ...

Идеология царского самодержавия на сломе эпох (1900-1917)
Для начала, следует уточнить, что на начало XX века официальной правительственной идеологией оставалась идеология николаевской России - "теория официальной народности". Ее творцом был министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно э ...