Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Страница 7

История » Курманджан-датка - мать кыргызской нации » Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер

И такие экспедиции, направлявшиеся в Афганистан, Индию проходили через ставку датки нередко. Им устраивали приемы, вели беседы. Дипломатические способности и умные речи Курманжан восхищали путешественников. Слава о ней разносилась далеко за пределы горного края.

В 1895 году арестовали ее младшего сына Камчибека по подозрению в контрабандных действиях: Стражники явились к нему в дом с обыском. Камчибека в это время не было, он находился в Оше. Стражники оскорбили его жену: отрезали ей косу под предлогом того, что там спрятаны драгоценности. Нукер Камчибека Ак-Палван решил смыть кровью обиду с дома бека. Без ведома Камчибека он убил двух стражников.

Карасакал, сын старшего брата Алымбека Осмона, оклеветал Камчибека. Он заявил, что у Камчибека есть жорго (иноходец), способный за одну ночь обернуться из Оша в Алай и обратно. Проверили: жорго уложился в срок. Это с, тало главной уликой против Камчибека. Верный конь сгубил хозяина. Вместе с Камчибеком арестовали Мамытбека, Арстанбека, Мирзапаяса и Ак-Палвана. Два года любимый сын датки Камчибек сидел в тюрьме.

За это время к Курманжан приходили не раз уважаемые и авторитетные люди с предложением силой освободить заключенных под стражу беков. Многие были готовы идти тотчас же брать тюрьму. И кивни головой датка, от гарнизона и тюрьмы не осталось бы ничего[8].

Но мать дала ответ, достойный царицы: "Горько осознавать, что уйдет в мир иной мой младший, но я никогда не перенесу того, что из-за моего сына погибнет мой народ. Не будет мне тогда ни на том, ни на этом свете оправдания". Вот в этих словах - суть величия характера, личности этой легендарной женщины. Она стоически перенесла и казнь сына. Когда вешали Камчибека, порвалась веревка. Площадь замерла, палач "начал растерянно озираться вокруг. Всевышний против - заметила Курманжан и обратилась с просьбой освободить сына. Но был отдан повторный приказ. На сей раз палач справился со своей работой. А через год, в Андижане, чиновник, отдавший повторное приказание, умер мучительной смертью от неизвестной болезни.

Более полувека правившая Южной Киргизией Курманжан-датка не нажила себе несметных богатств. Она пришла в эту жизнь, практически ничего не имея, и ушла, не накопив ничего. Но эта женщина получила то, чего не измерить земной мерой: признание и уважение народа. Ее называли матерью и еще при жизни начали, слагать легенды.

Конечно, личность людей масштаба Курманджан-датки не следует, повторяя ошибки недавнего прошлого, укладывать в прокрустово ложе каких-то схем и одномерных подходов. Называя вещи своими именами, надо признать: да, она содействовала проведению колониальной политики царской России в регионе, за что впоследствии оказалась внесенной в реестр правящих фамилий двора Романовых, получила чин полковника царской армии, к ней обращались "ваша светлость". Но ни на минуту не следует забывать главные цели, которым подчинила свою государственную деятельность эта женщина. А они в высшей степени гуманны и благородны: прекращение междоусобиц, установление и сохранение мира между кыргызским родами, жизнь в добре и взаимопонимании со своими соседями, независимо от их национальности, культуры, религии, со всем окружающим миром. Трудно переоценить ее роль и в развитии отношений дружбы между кыргызскими и русским народами. Конечно, объективно эта взаимная тяга вызревала прежде всего в среде простых тружеников. Но ускорили позитивный процесс народные герои типа Курманджан-датки.

Она по праву принадлежит истории не только кыргызов. но и общемировой, может быть, поставлена в один ряд с ее выдающимися деятелями, опережавшими современников и ставшими для них своеобразными маяками на пути духовного, культурного и социального прогресса. К сожалению, среди архивов Средней Азии почти не сохранилось первоисточников о жизни этой удивительной женщины. Те же, которыми располагаем, оставлены русскими исследо вателями, перед которыми мы с благодарностью склоняем сегодня головы. Считаю, дан ный факт еще раз подтверждает нетленность принципов, которым служила и Курманджан - датка: все люди, независимо от различия в язы ках и традициях, дети одной природы, и сохранить свою человеческую самобытность.

Она, безусловно, была представительницей феодальной знати, обладательницей значительных по тем временам богатств. И вместе с тем пользовалась огромным авторитетом среди народных масс. По сведениям известного путешественника А.П. Федченко, посетившего Алай в 1871 году, имя Курманжан произносилось кыргызами с великим уважением, а кокандский хан принимал "алайскую правительницу не иначе как важнейшего бека". Незаурядный характер и своеобразный взгляд на общественный уклад жизни на фоне восточного деспотического пренебрежения к женщине вызывали удивление всего мусульманского Востока и российской прессы. Не только личные качества, но и поддержка кыргызов-кочевников, воинственных, способных постоять за себя, создавали этот феномен.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Реформа органов власти и управления
Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция сн ...

Идеология пролетарского движения и её роль в образовании СССР
Окончательно закончилось правление самодержавия после событий конца февраля - начала марта 1917 года в Петрограде, известных как февральская революция. Катализатором революции послужила Первая мировая война, обострившая противоречия, существовавшие в России. Первая мировая война окончательно разрушила и без того шаткую экономику царско ...

Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.
После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные член ...