Датха никогда не увлекалась городской жизнью. И зиму, и лето она проводила в войлочной юрте, кочуя по склонам Алайского хребта. До нас дошло мало сведений о ее будничной, повседневной жизни, о том, как она кочевала, работала, управляла свободолюбивыми кыргызами в смутное, неопределенное время развала Кокандского ханства. А там, в Коканде, шла напряженная борьба между предворными группировками феодалов за власть и постоянная смена ханов. [9]
В этой обстановке умная и энергичная Курманджан, находясь в гуще кочевников, не могла не чувствовать их настроения, что и определило ее политику, во многом противоположную той, которую вели ее предшественники. Она решительно отказывается и от прямой поддержки ханской воли, от воздействия на него через придворные интриги, и от трагического противостояния. Выбрав свой путь, Курманджан выступила за компромисс между, различными политическими силами, за поиск взаимопонимания. "С этой целью в 1865 году она, пренебрегая опасностями, едет к своенравному и безжалостному Худояр-хану в Коканд. И ему не оставалось ничего другого, кроме как подтвердить ее звание датхи, жалованное бухарским эмиром, право мужественной женщины на управление Алаем, а ошским хакимом определить ее старшего сына Абду-лабека. Датха благополучно возвращается в родные кочевья, наделенная ханскими подарками.
Вместе с Абдулабеком в Афганистане находился его младший, брат Асанбек, четвертый сын датхи. Восприняв просьбу матери, он в 1877 г. вернулся на родину и был назначен волостным управителей в Ошском уезде. 'На рубеже нашего века оставил эту должность и полностью отдался работе мутаваиля медресе Алымбека в Оше, т.е. управляющего доходами с недвижимого имущества, завещанного его отцом и старшими братьями для духовного училища.
Но расчеты царских властей управлять краем через вассальные ханства неожиданно пошатнулись. Произошел взрыв антиханских настроений среди кыргызов и кыпчаков на юго-востоке Коканда, а затем быстро распространившийся по всему Алаю и Фергане. В этой обстановке симпатии Курманджан были на стороне восставших. Учитывая изменившуюся ситуацию, она ориентировала их на обращение за помощью и поддержки со стороны России. Тогда смелая датха со своими сыновьями решилась на отчаянный шаг и подняла кыргызские кочевья против царской армии.
Такова была логика политических событий в Туркестане, в ходе развития которой восставшие кыргызы. кыпчаки, узбеки все больше убеждались в том, что царская Россия не является избавительницей от кокандского хана, а защитой его интересов. Это была политика, которая консервировала феодальные порядки, втягивала царские войска в кровавые столкновения с повстанцами, сеяла антирусские настроения среди жителей Ферганы и Алая.
Начиная с мая 1918 года сформированный в Оше совет народного образования стал концентрировать вокруг себя лучшие учительские силы. Своими знаниями и эрудицией выделялся среди них Джамитбек Карабеков, учитель русско-туземной школы, выпускник Казанского университета. Спустя год он был избран заведующим Ошским уездным отделов народного образования, возглавив преобразования всей систему школ на новых началах
Около двадцати лет жизни отдали Джамшитбек Карабеков и Камчибеков Кадырбек - внуки Курманджан-датхитяжелой борьбе с врагами революции, одержали ряд славных побед, доказав своими действиями преданность ленинской партии, в состав которой вошли в первые годы Советской власти. Но в 1937 году они были арестованы как "враги народа". Факты свидетельствуют, что внуки Курманджан-датхи явились жертвой беспрецедентной подозрительности к гражданам своей страны ее политического руководства.
Конец 50-х годов явился началом их реабилитации. Но степень изученности их биографий продолжает оставаться слабым звеном. Исторической науке мало что известно о подвигах бойцов Гульчинского добротряда под командованием Кадырбека Камчибекова.
Реформы Петра I. Их характер
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто ...
Культура славян X–XIII веков
После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием
. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно шир ...
Гербъ рода Лермантовыхъ
В щите, имеющем золотое ноле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом - черный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной. Намет на щите золотой, подложенный красным. Внизу щита девиз на латинском языке. ...