Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Страница 1

История » Курманджан-датка - мать кыргызской нации » Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер

Курманжан датка - Курманжан Маматбай кызы (1811-1907) - происходила из ответвления баргы рода мунгуш, населявшего окрестности Оша. Пренебрегая законами и традициями, убежала от первого мужа, навязанного ей сватами и годившегося по возрасту юной девушке в деды. Три года после этого жила у родителей. Второй раз вышла замуж по любви за правителя Алая Алымбека датку. Прожила с ним 29 лет, родила пятерых детей, была неизменной помощницей и советчицей мужу, обладала не только редкой красотой, но и острым умом, и дипломатическими способностями, и поэтическим даром. [1]

Роль личности в истории Кыргызстана велика и уже достойно оценена. "Алайская Царица" была умной и дальновидной представительницей своего народа. Она выделялась независимостью и оригинальностью политического мышления на фоне жесточайшего ханского деспотизма и мусульманского фанатизма.

Биография Курманжан по-своему романтична, что привело даже к некоторой идеализации ее образа в художественной литературе. На восемнадцатом году ее выдали замуж за человека, которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился, и она, вопреки традициям и религиозным установлениям, осталась жить в юрте отца. В 1832 г. энергичный родоправитель Алымбек, получивший от кокандского хана титул датки и всех кыргызов Алая в управление, освободил Курманжан от "брачного контракта" и сам на ней женился. Молодая жена стала хорошей помощницей мужу, в его частое отсутствие (он вскоре стал приближенным, а затем и первым визирем ханства) управляла Алаем. После смерти мужа в 1862 г. она г. взяла власть в свои руки, ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худаяр-хан, присвоившие ей почетное звание датки (полковник в царской армии), "снабдив ее надлежащим ярлыком и одарив подарками".

После смерти мужа, павшего жертвой дворцового заговора в Кокандском ханстве в 1862 году, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Музафар пожаловал ей, женщине, титул датка.

Курманжан датка успешно урегулировала родовые споры горных киргизов, осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же политика проводилась в период интервенции русских войск в Ферганскую долину, но времена менялись. Чтобы избежать кровопролитий и сохранить свой народ, чтобы дать ему шанс развиваться дальше, в 1876 году Курманжан датка объявила о присоединении алайских киргизов к России, за что царское правительство России присвоило ей чин полковника.

Из письма-послания Курманжан датки военному губернатору М. Ионову:

"Когда мусульманское государство в Фергане (Кокандское ханство) не подчинялось России, и я противостояла и спорила с Вами .

. Теперь, в это спокойное время, хочу сказать следующее: весь мой народ и я сама и мои родственники против Вас никогда не замышляли выступить. С нашей стороны никакого вреда нет. Если мой народ сделает плохо, сделает измену, я самым строгим образом накажу виновных, а сама до скончаний моих дней в жизни буду терпеть муки угрызения . Маматбай кызы Курманжан датка.

Говорят, эта незаурядная женщина прекрасно понимала значение Великого Шелкового пути и была чем-то вроде первой таможни, вначале посылая своих людей навстречу каравану для устрашения, а затем, когда купцы обращались к, ней как к правительнице за помощью и защитой, Курманжан называла свою цену безопасного следования путешественников.

Говорят, двое сыновей царицы Алая были замешаны в убийстве пограничников. Один сослан за это в Сибирь на каторжные работы, другой - публично казнен, и Курманжан датка присутствовала при казни, ободряла сына. Не стала прятать его, мстить за него, сохраняя таким образом хрупкий мир, так необходимый ее народу. И только потом уехала верхом далеко от людей и дала волю слезам и причитаниям, да так, что надолго потеряла и голос, и зоркость. От царя-батюшки пришло помилование сыну, но оно непоправимо запоздало.

Говорят . Впрочем, не говорят, а пишут, это - документ правительница Алая за свои несомненные заслуги перед Россией была пожалована пожизненно 300 рублями ежегодно и золотыми часами.

Все это и очень многое другое отражено в книге "Горная царица Курманжан датка и ее время", которую написал коллектив очень известных в республике именитых историков: В. Плоских, А. Какеев, Ж. Джунушапиев, Т. Кененсариев, Б. Абытов, С. Мамытов. При финансовом содействии швейцарского Бюро по сотрудничеству в Кыргизстане, ПРООН и Всемирного банка книга выйдет на двух языках, английском и русском, будет хорошо издана и иллюстрирована и наверняка удовлетворит запросы любого интересующегося историей и этнографией Киргизии человека. Это - один из основных сегодняшних проектов фонда. Книга вышла в свет к саммиту, посвященному Году гор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Признаки типологии цивилизаций
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни ...

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.). Провозглашение независимости Казахстана
10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года. Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в ...

Подавление восстания «краснобровых»
Век «Новой» династии оказался недолог, после гибели Ван Мана империя пала к ногам нового императора Гэнши, провозгласившего возвращение династии Хань, вошедшей в историю как Поздняя Хань. Таким образом основные цели Лю Сюя и его последователей были достигнуты, но с «краснобровыми» дело обстояло иначе – они продолжали бесчинствовать во м ...