Уроки войны и мировое сообщество
Страница 1

Ориентация на мир и свободу. Большинство историков мира сходятся в том, что вторая мировая война не была фатальной и оправдания не имеет. В годы войны десятки миллионов людей погибли, многие остались инвалидами, сотни миллионов терпели военный лишения и бедствовали. Было подтверждено, что любой вид тоталитарного господству одной страны или группы стран для мира неприемлем. Усиливающаяся взаимозависимость народов и их государств требовала выработки универсальных юридических норм международного взаимодействия.

Во внешней политике следовало идти по пути коллективного запрещения применения, а затем и снятия с производства оружия массового поражения людей, прежде всего атомного оружия, и перейти к исключению войны вообще из арсенала средств решения межгосударственных проблем. Общественным мнением овладела также идея несправедливости насильственного удерживания в колониальной зависимости тех народов, которые доросли до самостоятельности и активно добиваются ее. Во внутренней политике общественное мнение требовало от властей отказаться от любой формы насилия (политической, идеологической, духовной) в отношении личности и меньшинств.

Люди разной веры и разных взглядов во всех странах выразили желание и решимость придерживаться в общественных и межгосударственных отношениях таких общечеловеческих ценностей, как мир, демократия, свобода личности, национально-государственный суверенитет. Как выражение этого желания и этой решимости народов сложилось Всемирное движение сторонников мира (1946), возникла Организация Объединенных Наций (1945), была принята Всеобщая Декларация прав человека (1948). Начался процесс деколониализа-ции. В мире появилось более сотни новых независимых государств (ННГ) - членов ООН.

Расхождение союзников. Согласившись с глобальными выводами общественности о послевоенном устройстве мира и совместно участвуя в принятии справедливых решений, союзники разошлись в понимании, интерпретации и, самое главное, в реализации этих решений. Определились два подхода к пониманию перспектив развития мира: либерально-рыночный, капиталистический (США, Великобритания, Франция) и государственно-плановый, социалистический (СССР). Каждая из сторон старалась доказать преимущества своего подхода. Развернулась идеологическая борьба. К ней добавилась политическая борьба, стали создаваться новые военно-политические блоки.

Наиболее мощная экономическая и военная держава мира — США объявила себя гарантом всех стран, входящих в "свободный мир". Был выработан "План Маршалла", предусматривавший экономическую помощь США разоренным войной странам Европы (1947). Под эгидой США возникла военно-политическая организация НАТО — Североатлантический пакт (1949). Сенсацией стало заявление бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля о том, что "англосаксы по ту и эту сторону Атлантики" должны теперь объединиться и нанести сокрушительное поражение коммунизму. Конечно же имелся в виду СССР.

Коммунистическое руководство СССР, в свою очередь, вернулось к старой идее несовместимости капитализма и социализма, к политике подталкивайия социалистической революции в других странах. Взамен распущенному Коминтерну был создан Коминформ (Информационное бюро коммунистических партий — 1947), через который КПСС навязала коммунистам Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Албании, Югославии, Восточной Германии советскую модель социализма. Было провозглашено образование мировой системы социализма, создана ее военно-политическая организация Варшавский договор (1955). Мир вновь раскололся. Началась новая конфронтация между двумя военно-политическими блоками, названная в истории "холодной войной". Единый взаимозависимый мир все больше стал чувствовать обострение противоборства двух политических и социально-экономических систем и его негативные последствия.

Внутренняя политика правительства СССР. Первые два года после войны союзное правительство занимало выжидательную позицию, ограничиваясь идеологическими нападками на либерализацию периода войны. Официальная пропаганда восхваляла коммунистический абсолютизм, который обеспечил в войну железную военную и трудовую дисциплину, сосредоточил в распоряжении центра все материальные и людские ресурсы огромной страны и распоряжался им по принципу "победа любой ценой". Слава победы делилась между коммунистической системой и народом.

Страницы: 1 2 3

Воспитание в Спарте. История спартанского образования
Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентируе ...

Военная реформа
Петру Великому иногда приписывается устройство в России регулярного войска. Однако уже во время царствования Михаила Федоровича в Москве стали заводить регулярные полки иноземного строя. Тем не менее военная реформа Петра очень важна. Петр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после стрелецкого р ...

Династический кризис (1598 - 1605 гг.)
К концу XVI века Московское царство стало мощным централизованным государством, объединившем в своем составе значительные территории. Его расцвет приходится на годы правления Ивана Грозного. После смерти правителя трон перешел к его безвольному и слабоумному сыну Федору (1584-1598), практически неспособному управлять государством. Пост ...