В период Гражданской войны в России, особенно на ее завершающем этапе, значительная часть татарского населения оказалась в эмиграции. Это были в основном татарские офицеры — участники российского белогвардейского движения, татарские политические деятели — члены российского Учредительного собрания, не согласные с актом его роспуска, татарская интеллигенция, не примирившаяся с коммунистической идеологией, татарские предприниматели, насильственно изгнанные из хозяйственной сферы. Эмиграция оказалась выражение ем протеста против навязанного России и Татарстану социалистического эксперимента. Многие из эмигрантов были уверены, что большевистская власть в России скоро рухнет и продолжали в эмиграции свою деятельность, создавая альтернативные национальные организации, предлагая альтернативный путь татарского национального развития. Так сформировались за границей (на Востоке — в Маньчжурии, на Западе — в Турции, Германии, Франции) отделения татарского национального движения, которые были связаны с мировым демократическим движением, в том числе с русской эмиграцией. В 1922 г. С. Мак-суди, Ф. Туктаров участвовали в Парижском совещании членов российского Учредительного собрания, оказавшихся в эмиграции. Во временности коммунистической власти, продолжавшей имперскую политику в новом издании, был уверен Гаяз Исхаки, оказавшийся в Маньчжурии. Переехав в Западную Европу, он вместе с Фуатом Тук-таровым создал Комитет "Идел-Урал". В 1933 г. в Берлине он опубликовал свою книгу "Идел-Урал", в которой писал, что революционные преобразования в России еще не закончены, что они закончатся только тогда, когда принесут "освобождение народам Зостока Европы". С 1935 по 1945 г. в Мукдене выходила созданная Гаязом Исхаки газета "Милли байрак" (Национальное знамя). Вокруг газеты объединились местные татарские писатели, сохранялась арабская графика татарской письменности, когда в Татарстане была уже кириллица. С именем Гаяза Исхаки связано образование в 1955 г. в Турции "Общества культуры и взаимопомощи тюрков И дел-Урала".
«Я подошел ко входу в большую пещеру…»
«Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел к входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, ...
Историческая наука России на современном етапе
Изменение теоретических основ отечественной исторической науки. В середине 80-х гг. отечественная историческая наука вступила в весьма сложный период развития, характеризующийся возникновением противоречивого положения. С одной стороны, наметился необычайно высокий общественный интерес к истории, с другой - произошло резкое падение прес ...
Признаки типологии цивилизаций
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни ...