Татарстан в составе Советского Союза. Изменения в положении татарского общества
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в составе Советского Союза. Изменения в положении татарского общества

Предложение это было разумным и, казалось, будет поддержано договорными республиками, появится единый фронт национальных республик. Однако ЦК РКП(б) в лице его Комиссии, созданной во главе с В.В. Куйбышевым специально для изучения и оценки поступающих предложений, категорически отверг его, назвав "национал-уклонистским", т.е. противоречащим стратегической линии партии. Со своей стороны, Комиссия предложила не создавать новое Союзное государство, а превратить саму Российскую Федерацию в Союзное государство, включающее в свой состав договорные республики, придав им статус автономных республик этой федерации. Такое "равноправие" республик теперь не устраивало лидеров договорных республик.

Против подрыва суверенитета Украины резко выступил председатель украинского правительства Х.Г. Раковский. За сохранение суверенитета своих республик в категорической форме высказались представители Белоруссии, Грузии, Чтобы спасти образуемый Союз, больной Ленин был вынужден объявить о создании Союза с сохранением суверенитета договорных республик. Защищать требование Татарстана он не стал. ЦК РКП(б) мог торжествовать, приструнцв договорные республики своим предложением отнять у них суверенитет. Возможный единый фронт национальных республик был сорван. Представителям Татарстана было предоставлено право лишь подписать Союзный Договор. В работе I Всесоюзного съезда Советов приняли участие М.Х. Султангалиев — председатель Центральной Татаро-Башкирской Комиссии при Наркомнаце РФ, К.Ф. Мух-таров — председатель правительства Автономной Республики Татарстан, Р.А. Сабиров — председатель ЦИК Автономной Республики Татарстан и др.

Два поля деятельности татарского национального движения. Потеряв свою национальную государственность в XVI в., татарское общество сохранило в России свое социально-экономическое и культурное единство. Провозглашение в 1920 г. Татарской АССР на ограниченной Декретом российской власти исторической территории Татарстана разделило татарское общество между двумя государственными структурами: татарской автономной госструктурой и госструктурой ряда российских губерний. В Татарской АССР татарская нация вместе с представителями других национальностей, проживающих здесь, начала осуществлять автономное государственное управление. Официально входя в состав Российской Федерации, татарская нация выступала одной из наций, образующих Советских Союз.

Центральный Мусульманский Комиссариат как орган подготовки образования татарской автономии по государственной линии, выполнив эту задачу, уступил место органам власти в Татарской АССР.

В границах соседних русских губерний осталась другая часть исторической территории Татарстана и татарского общества. Появилась новая проблема: как организовать национальную жизнь этой части татарского населения и как обеспечить сохранение и укрепление единства татарской нации. Так образовалось кроме ТАССР еще одно поле деятельности татарского национального движения со своими особенностями и социально-культурными задачами. Оставшиеся здесь силы общетатарского национального движения, в свою очередь, сорганизовались. Во главе их стал М. Султангалиев. Они не сомневались, что со временем будет решен вопрос о территориальном и государственном единстве Татарстана. А пока социально-культурная жизнь татарского населения, остающегося за пределами ТАССР, строилась согласно программе национально-культурной автономии.

Были сохранены все действовавшие по месту жительства татарского населения, оказавшегося за пределами ТАССР, татарские национальные коммунистические организации. 1 января 1921 г. по инициативе М. Султангалиева в Москве было созвано Всероссийское совещание коммунистических организаций народов Востока. В связи с образованием национальных республик мусульманских народов, включая Татарскую и Башкортскую республики, деятельность ранее созданного Центрального Бюро коммунистических организаций народов Востока прекращается. На совещании было создано новое Центральное Бюро для руководства и координации деятельности коммунистических организаций (секций) тюркского населения (в основном татар и башкортов), оставшихся за пределами своих национальных республик. В мае этого же года оно было переименовано в Центральное Бюро татарских и башкортских коммунистических секций. Центральное Бюро было избрано в составе М. Султангалиева, Ш Ибрагимова, М. Тагирова, Г. Девлетшина, Ш. Измайлова. В Москве продолжалось издание органов ЦБ газет "Эшче" и "Игенчелэр", журнала "Кызыл Шэрык". Свои газеты и журналы выпускали секции в губерниях. Сохранение единого национального движения, имевшего два поля деятельности с двумя формами организаций, обеспечило сохранение и укрепление единства татарской нации. Социально-культурную работу среди татарского населения, оказавшегося за пределами республики, курировала Татаро-Башкирская комиссия при Наркомнаце РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.
После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные член ...

Объединение Русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства. Противостояние Орде
В 1236 году северо-восточная Русь подверглась нашествию татаро-монголов. Татарское иго привело к обособлению северо-восточной Руси от Руси юго-западной, которая постепенно попала в зависимость от Польши и Великого княжества Литовского. Власть владимирских князей постепенно усиливалась, приобретая черты деспотии , и не давая усилиться в ...

Кризис римской республики
В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как в ...