В Волжской Булгарии тогда получили распространение теологические, философские и исторические труды, появлявшиеся в Туркестане на языке тюрки, близком древне-татарскому. Среди них была книга "Кутадгу билик" (Знание, дающее счастье), написанная в 1069 г. Юсуфом Баласугуни (Бала Сагун — средневековый город восточного Туркестана), в которой он изложил свои философские и политические взгляды. На древнем тюрки впервые проповедовал тогда слова Корана Ходжа Ахмад Ясави (умер 1166/67), живший в городе Йасе в Туркестане. Дервиши (члены-кандидаты) и муриды (действительные члены) исламско-проповедческого движения ясавизма проповедовали идею своего Ишана (наставника-отца): "прийти в тот мир и без греха предстать перед Аллахом". Они были уверены в том, что этим самым они будут способствовать очищению мира от несправедливостей и зла. Ясавизм имел распространение в Волжской Булгарии не только как исламско-проповедческое движение, но и как влиятельная философская школа и определенное литературное направление. Ценилась в Волжской Булгарии и понятная по языку лирика Ясави:
Гыйшык дэрте Ьэрчак яна! Гакыл житмэс,
Баштан аяк жэфага бат, бетмэс-китмэс;
Укенулэр, тэубэ итулэр тэъсир итмэс,
Лямэканда Хактан сабак алдым, менэ3.
Часть научной интеллигенции — выходцев из Волжской Булгарии продолжала работать, как свидетельствует Ш. Марджани, за пределами страны. Многие же после учебы и путешествий возвращались и работали дома. Ал Гарнати в своей книге "Дары разума" пишет, что он, будучи в Булгаре (XII в.), познакомился с Якубом бин Нугманом, автором книги "Тарихи Булгария" (История Булгара). Якуб Нугман получил образование в Нишапуре, вернувшись в Булгар, занимал пост казыя. О другом историке и юристе, большом знатоке шариата Хами-де бин Идрис ал Булгари Ш. Марджани сообщает, что он в 1106 г. был еще жив. Ш. Марджани указывает также, что Сулайман бин Дауд ас Саксини в своей книге "Зухратер рияз ва нузхэтул-колуб ал мираз" (Сад роз, исцеляющий сердца больных) много раз упоминает его имя и приводит его высказывания. В 1996 г. Национальная библиотека Ирана передала Национальной библиотеке Татарстана копию медицинского трактата булгарского ученого XIII в. Тадж эд Дина, который ученым еще предстоит изучить.
Волжская Булгария с далеких времен славилась богатым устным и письменным художественным творчеством. Древнее предание о начале земли Булгарской, воспроизведенное иранским историком Мир-хондом (1433—1498) в книге "Раузат ас Сафа" (изд. в Бомбее), могло быть создано только здесь. В нем повествуется, что один из двух сыновей Яфеса бин Нуха, от которых пошли тюркские племена, был Гумари. Он любил наслаждаться и имел особую страсть к охоте на дичь. Однажды во время очередной охоты он очутился в пределах края с умеренным климатом, отличавшимся от знойных пустынь. Здесь были цветущие луга, на которые еще не ступала нога человека. Местность Гумари пришлась по душе, и он решил там поселиться. Аллах подарил ему двух сыновей. Одного из них он назвал Булгар, другого — Буртас. Достигнув зрелости, сыновья в этом,же крае выбрали себе места для самостоятельной жизни и обустроились. Народ, который живет в этом крае, берет начало от их рода. Как видно, это древнее предание отличается от эпических произведений некоторых других тюркских народов ("Огуз намэ" и др.), в которых начало рода связывается с волком.
До нас дошли образцы устного народного творчества в виде байтов об Алтынчеч, о булгарских богатырях и др. Ш. Марджани считает образцами литературы булгарского периода такие произведения, как "Ике былбыл кыйсасы", "Науруз бэетэ". Науруз — новый год тогда праздновался по мусульманскому лунному календарю (хэмэл хисабы) и отставал от астрономического начала года с каждым лунным годом на 11 дней. Так науруз байрам обходил все времена года приблизительно за 33 года".
Свержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи
Так подошло совершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили его начать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной “самодержицей”. Для этого она старалась действовать через стрельцов. Она надеялась, что стрельцы подадут челобитье - не оставлять правления, венчаться царским венцом и ста ...
Куликовская битва
8 сентября 1380 года между русскими войсками под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича и монголо-татарскими войсками во главе с фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем произошло сражение на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области). Эта одна из самых крупных битв среднев ...
Культ личности и борьба с ним
Большой ущерб нашему делу наносят
зазнавшиеся руководители.
Н. С. Хрущев
После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными к ...